Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 238 (764) от 17 декабря 2003 г. [ N 237 ] [ N 239 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Борьба за право помилования обостряется

Татьяна Витебская, Владимир Перекрест
Известия, N 230

Во вторник в Нижнем Новгороде открылось всероссийское совещание председателей региональных комиссий по вопросам помилования.

Ожидалось, что на совещании будет выработана позиция региональных комиссий по поводу требований Минюста России права самостоятельно представлять президенту страны списки рекомендованных к помилованию осужденных. Утвержденный сейчас порядок предусматриватривает возможность помилования только с помощью представителей региональной общественности. Планировалось, что в ближайшее время этот порядок будет изменен в результате работы специальной согласительной комиссии. Однако во вторник председатель управления администрации президента по помилованию Роберт Цивилев заявил "Известиям", что фактически работа согласительной комиссии сорвана. Это значит, что конфликт между двумя группами чиновников в администрации президента по поводу порядка помилования (о чем уже неоднократно писали "Известия") не только не улажен, но и разгорелся с новой силой.

Скандал, разразившийся в Нижнем Новгороде, является следствием противостояния двух групп в администрации президента, представляющих с одной стороны интересы региональных комиссий по помилованию (сюда входит начальник Уравления президента РФ по вопросам помилования Роберт Цивилев), а с другой - взгляды Министерства юстиции России (к сочувствующим этой стороне относят замглавы администрации президента Виктора Иванова). Минюст борется за право самостоятельно представлять президенту потенциальных кандидатов на помилование. Первый громкий скандал в связи с этим разгорелся несколько месяцев назад, когда Минюст самостоятельно через Виктора Иванова передал президенту списки рекомендованных к помилованию осужденных. Представители комиссий по помилованию узнали о случившемся постфактум.

Ожидалось, что на открывшемся заседании противоречия между Минюстом и региональными комиссиями будут преодолены. По крайней мере, в программе совещания значилось выступление замминистра юстиции Евгения Сидоренко на тему "о наделении Минюста правом на предоставление Президенту страны, наряду с комиссиями по помилованию и главами субъектов Российской Федерации, материалов на помилование без ходатайств осужденных". Точка зрения Минюста понятна.

- Большое заблуждение говорить о том, что только комиссии по помилованию могут рекомендовать президенту помиловать тех или иных осужденных. - заявил Известиям заминистра юстиции Евгений Сидоренко. - Но, например, прочитал президент в газете статью о несчастной женщине, которая сидит в колонии за какое-то преступление, и ему захотелось ее помиловать. Это его право. Он должен иметь возможность дать задание Минюсту найти ее и подготовить необходимые документы. Или, например, во Франции случился какой-либо национальный праздник. С политической точки зрения президент принимает решение найти, допустим, французов, которые отбывают срок в российских колониях, и помиловать их. Опять же логичнее дать задание Минюсту подготовить такие списки.

Евгений Сидоренко при этом считает, что своим нежеланием делиться полномочиями комиссии ограничивают конституционное право президента на помилование. Для того, чтобы президент в полной мере пользовался этим правом, Минюст и предлагает свои услуги. При этом представители Минюста старались обойти тот вопрос, что сам президент в силу своей занятости в любом случае не поедет в колонии и не будет лично общаться с претендентами на помилование.

- Когда президент просил помиловать женщин, у которых вместе с ними в колонии находятся дети, мы тут же собрались, выехали в колонии и подготовили президенту соответствующие списки, - заявил "Известиям" председатель Нижегородской комиссии Николай Пугин. - А у нас участились случаи, когда мы узнаем о том, что президент кого-то помиловал, когда дело уже сделано.

- Комиссия может заседать прямо в колонии, глядя в глаза осужденному, - утверждает начальник управления президента по вопросам помилования Роберт Цивилев. - А как чиновник от системы исполнения наказаний может решать этот вопрос?

Самое интересное при этом, что самим колониям все равно, кто будет заниматься вопросами помилования - министерство юстиции или же специальные комиссии: об этом "Известиям" официально заявил первый замначальника управления спецучета ГУИНа России Владимир Гойса.

Как уже сообщали "Известия", в связи с данным конфликтом еще несколько месяцев назад в администрации президента должна была начать работать специальная согласительная комиссия. Однако работа этой комиссии фактически сорвана: как заявил "Известиям" Роберт Цивилев, ни одного заседания комиссии так и не прошло. А когда представители Минюста предложили свой проект указа президента, по новому регламентирующий порядок помилования, Цивилев просто написал на нем о своем несогласии с позицией министерства.

Чаще всего милуют женщин, детей и иностранцев

Резкое сокращение количества помилованных началось в 2002 году, после того, как в декабре 2001 года указом Владимира Путина была ликвидирована комиссия по помилованию при президенте России, возглавляемая Анатолием Приставкиным. В 1999 году, когда комиссия приступила к работе, было помиловано, как сообщили "Известиям" в ГУИН Минюста России, 11676 человек - почти в 3 раза больше, чем годом ранее. На следующий год - уже 12843. В ГУИНе отмечают, что за время работы комиссии увеличилось количество рецидивов среди тех, кто был в свое время помилован.

То, что сейчас количество помилованных стабилизировалось на отметке 180 человек в год и в ближайшее время вряд ли перевалит за 200, объясняется не суровостью власти, а расширением перечня видов наказания, не связанных с лишением свободы, сказали в ГУИНе - это перевод на поселение, условно-досрочное освобождение.

Кто же достоин милости - ответа на этот вопрос законодательство не дает. Помилование является не юридическим актом, а актом милосердия. На практике, как сообщили в ГУИНе, в основном милуют женщин, несовершеннолетних детей и иностранных граждан (если за них просят главы государств). Что касается преступлений, то здесь говорить о каких-то четких тенденциях нельзя, считают в ГУИНе. Хотя и отмечают, что за преступления небольшой и средней тяжести милуют чаще, чем за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Выпуск N 238 (764) от 17 декабря 2003 г. [ N 237 ] [ N 239 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]