Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Конституционный суд разрешил арестантам штрафных изоляторов встречаться с адвокатами

Владимир Перекрест
Известия, N 238, 27 декабря 2003 г.

В пятницу Конституционный суд России запретил администрациям следственных изоляторов, тюрем и колоний препятствовать заключенным, находящимся в штрафных изоляторах, встречаться с адвокатами.

Тем не менее в арсенале правоохранительных органов и работников уголовно-исполнительной системы осталось еще немало способов помешать подзащитному встречаться со своим защитником.

Штрафные изоляторы (ШИЗО) - это тюрьма в тюрьме. Туда помещают тех арестантов, кто нарушает режим исправительных учреждений. В статье 118 Уголовно-исполнительного кодекса говорится, что лица, помещенные в штрафные изоляторы, лишаются права на свидания. Впрочем, статья предусматривает одно краткосрочное свидание в полгода, но только по усмотрению администрации. То есть могут дать, а могут и не дать. Однако если учесть, что в ШИЗО зеки попадают за злостное нарушение режима, очевидно, что, находясь там, право на свидание получить непросто.

Такое положение дел возмутило Зазу Шенгелая, осужденного Мосгорсудом на 12 лет за участие в серии разбойных нападений и отбывающего наказание в тюрьме города Ельца Липецкой области. Как только он был доставлен в "елецкий централ", его водворили в ШИЗО. Как пишет сам Заза в своем обращении в Конституционный суд, "без причин для ломки". В местах лишения свободы такую меру нередко практикуют в отношении опасных преступников - в превентивном порядке, чтобы на будущее были сговорчивее и не нарушали режим. "Ломают" - так называют этот воспитательный процесс уголовники. Когда же в тюрьму приехала адвокат Шенгелая Надежда Пономарева, то осужденному отказали в свидании с ней на основании статьи 118 УИК.

Заза Шенгелая написал заявление в Конституционный суд. Его адвокат пыталась объяснить, что визит защитника - это не свидание, а оказание юридической помощи, право на которую имеет любой гражданин в соответствии со статьей 48 Конституции РФ.

- Однако сотрудник тюрьмы ответил, что он в своей работе руководствуется не Конституцией, а здравым смыслом, - пожаловалась она членам КС.

В пятницу Конституционный суд признал, что в целом статья 118 не противоречит Конституции. Однако родственники - это одно, а адвокаты - совсем другое. В действующем законодательстве нет норм, ограничивающих или запрещающих визиты адвокатов к осужденным, пусть даже находящимся в ШИЗО, поскольку это являлось бы ограничением конституционного права на получение юридической помощи, пояснили "Известиям" в Конституционном суде. Таким образом КС установил, что статья 118 запрещает свидания с родственниками, но не с адвокатами и лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

Между тем многие адвокаты с удивлением узнали о существовании такой проблемы. Они отмечают, что и раньше в местах лишения свободы не чинилось препятствий для встреч адвокатов с подзащитными, находящимися в ШИЗО.

- Буквально на днях я встречался в нижегородской тюрьме с подзащитным, осужденным на 15 лет за убийство, - рассказал "Известиям" адвокат Исхаг Мадатов. - Приезжаю - а он в ШИЗО. Но администрация мне его вывела без всяких споров.

По словам Мадатова, в арсенале работников исполнительной системы есть гораздо более изощренные способы отказать адвокату во встрече с подзащитным, находящимся в местах лишения свободы. Для этого, например, в тюрьме или колонии объявляется карантин в связи с какой-нибудь эпидемией.

- Конечно, это можно оспорить, написать заявление в прокуратуру, но поскольку она фактически является органом обвинения, то не будет предпринимать реальных усилий по жалобе адвоката, - сказал Мадатов.

Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]