Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Ворошиловский стрелок", или Стрельба по живым мишеням

Виталий Черкасов
Русский курьер, N 181, 27 декабря 2003 г.

Накануне выборов россиянам пообещали, что в уходящем году милиция станет по-новому оценивать свою деятельность. Над сотрудниками не будет довлеть пресловутый процент раскрываемости, и они перестанут укрывать преступления.

Словом, исчезнет один из наиболее безнравственных и массовых подлогов, который ведет правоохранительную систему к деморализации и разложению.

Но, несмотря на эти заверения, органы продолжают -- в борьбе за дутые показатели - прятать концы в воду. И чем дальше от Москвы, тем заметнее это очковтирательство.

Опасное соседство

23 августа прошлого года по случаю приезда в Читу президента Владимира Путина на танкодроме близ Читы проходили показательные учения.

-- В тот день там громко ахали и охали пушки, раздавались автоматные очереди. Одним словом, стоял сплошной грохот, - рассказывает пенсионерка Валентина Линькова.

Но то на военном полигоне. А по соседству, в дачном кооперативе "Связист", протекала вполне мирная жизнь. Моя собеседница, например, дергала сорную траву на своем участке, и на все эти разрывы не особо и обращала внимания -- стреляют, значит, есть еще у армии порох в пороховницах.

-- Вдруг мне показалось, что где-то поблизости пальнули, -- вспоминает Валентина Петровна. - Еще подумала, надо же, стреляют далече, а выстрел как будто рядом.

И тут на танкодроме наступила гробовая тишина. А неподалеку вновь раздался хлопок. Потом еще один, и заряд ударил совсем рядом - в забор.

-- Я поняла, что стреляют по моему участку. Видимо, не видят, что я под кустом траву рву. Встала во весь рост, кричу: "Прекратите стрелять!" А сама в толк взять не могу, кому в голову это пришло... Потом испугалась: у кого-то в руках оружие, а я стою и его воспитываю.

Подхватила пенсионерка сумку с лекарствами -- и за ворота, подальше от своего участка. Вслед шарахнул еще один выстрел. Прошла по улице под прикрытием зеленых насаждений - обстрел прекратился. Но стоило ее белой шляпе показаться поверх забора, пальба вновь возобновилась.

-- Так меня выстрелы и сопровождали, пока я не дошла до перекрестка и не свернула на другую улицу. Только тогда почувствовала себя в безопасности.

На волоске от смерти

Выстрелы в кооперативе "Связист" наделали немало шума. По словам дачников, в тот день в поселке было много людей, ребятишки бегали по улице как угорелые. Когда началась пальба, дети сразу разбежались по домам -- они решили, что началась война.

-- Моя невестка с маленьким ребенком пошла прогуляться до перекрестка, - рассказывает одна дачница. -- И вдруг с той стороны стрельба! Я бросилась туда, а они навстречу бегут. Невестка сказала, что пули прямо над головой летели...

-- Мой муж обрабатывал малину. Говорит, едва успел присесть, как над головой заряд пролетел. Долго потом потрясенный ходил, не верил, что жив остался, - вспоминает другая женщина.

-- Я с маленькими внучатами на крылечке была, - делится пережитым ее соседка. -- Сначала нас выстрелы напугали, а затем дробь -- вжик-вжик! - по листьям кабачков застучала.

По словам еще одной дачницы, незадолго до случившегося она послала 13-летнего внука за водой. С ним пошли и два его приятеля. А тут стрельба, пули засвистели. Она бросилась вслед за мальчишками, отобрала у них ведра и загнала домой.

Это свидетельства только нескольких очевидцев тех событий, с которыми встретился журналист. Многие из них уверены, что стреляли именно по их участкам, и они были на волосок от смерти. Действительно, просто чудо, что в тот день никто не пострадал.

"На танкодроме стреляли, и нам захотелось"

Вскоре дачники вычислили, что стрельба велась из окна второго этажа дачи Гладышевых. Хозяина участка, вечно пьяного старика со скандальным характером, знал, пожалуй, весь дачный кооператив. Впрочем, тот и не отпирался: "Да, это мы. На танкодроме стреляли, и нам захотелось".

Когда одна из дачниц пришла к нему за ответом, почему он стрелял в ее невестку и внука, то услышала пьяную брань.

-- Старик кричит, на меня бросается, -- вспоминает пожилая женщина, - а его дочка в лицо усмехается: "Ну подумаешь, побаловались". Ничего себе баловство -- в людей стрелять.

Рассказывают, что, когда председатель кооператива Владимир Сидельников прибежал к Гладышевым разбираться, хозяин встретил его угрозой: "Сейчас пальну в тебя, чтобы не ходил сюда". Тогда председатель предложил людям написать коллективное заявление в милицию: "Пусть там с ним разбираются".

Гладышев - мелкий хулиган?

Под заявлением подписались 8 дачников. И после выходных председатель отвез его в ОВД Читинского района. В тот же день в "Связист" приехали сотрудники милиции.

Поговаривают, что они нашли на участке Гладышева стреляные гильзы. А за ружьем ездили домой к его старшему сыну (по словам отца, это он нажимал на спусковой крючок). Но изъяли у него ствол или нет, никто не знает. Самого Гладышева забирали в милицию, но через два дня он вновь появился на даче.

Прошло полмесяца, но в райотделе о стрельбе по живым мишеням, казалось, позабыли. Первой забила тревогу Валентина Линькова, которая до пенсии сама много лет проработала в органах.

-- Я принесла в райотдел свое заявление, - вспоминает Валентина Петровна. - Но его не стали регистрировать. Сказали, что расследование уже идет, и мое заявление просто приобщат к уголовному делу.

Прошло еще время. А дачники все не унимались: как наказали хулиганов? За ответом в райотдел вновь поехал председатель кооператива Сидельников. Оказалось, что никакого уголовного дела нет и в помине. В ОВД сказали, что Гладышева вызовут на административную комиссию, и на этом разбирательство закончится.

А через несколько месяцев выяснилось, что дачников просто водили за нос. Участковый инспектор Шишкин давно вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Причем сделал это с такой поспешностью, что даже не встретился ни с одним из подписавших заявление дачников(!).

Тогда Валентина Линькова написала жалобу в прокуратуру Читинского района. Через полтора месяца получила ответ. В нем говорилось, что прокуратура дала милиции месяц для устранения нарушений. Но... "По истечении этого срока, -- посетовал в своем ответе, прокурор Бальжиров, -- материал в прокуратуру представлен не был, правовое решение... не принято". И ни строчки о том, кого из сотрудников милиции за это безобразие наказали.

Пришлось Валентине Петровне подавать жалобу выше -- в облпрокуратуру. Спустя месяц у нее в доме появился участковый Овчинников, чтобы взять показания (прошло полгода после стрельбы!).

- Я стала рассказывать, упомянула про свидетелей. А он говорит: "Не будем про них писать". Я поняла, что и этот участковый решил замять дело...

На прощание сотрудник признался, что по ее участку стрелял не сам старик Гладышев, а его сын, который затем уехал в Калугу. "Но вы имейте в виду, что он еще вернется", - с каким-то скрытым подтекстом предупредил участковый. Линькова расценила это как намек: не надо искать правды, может случиться всякое...

Пенсионерка МВД как в воду глядела: милиция в этот раз "не нашла" в истории со стрельбой состава преступления.

-- Тогда я вновь написала жалобу в облпрокуратуру. И получила ответ от начальника отдела по надзору за следствием Шумилова. Читаю и не верю своим глазам: прокуратура признала законным решение об отказе возбудить уголовное дело.

Из письма следовало, что в действиях Гладышева "усматриваются признаки административного правонарушения". Хорошо, соглашается Линькова, допустим, он всего лишь мелкий хулиган. Но что означает слово "усматриваются", когда прошло уже 9 месяцев (!). По закону за правонарушения можно привлечь к ответу только в первые два месяца... Вот и гадай: дали Гладышеву штраф или только пальчиком погрозили? В ответе прокуратуры об этом ни строчки.

-- Я считаю, что его никак не наказали, -- уверена Валентина Петровна. И ей трудно что-либо возразить.

Вооружен и очень опасен

Скоро будет полтора года истории со стрельбой. Но в "Связисте" о ней не забыли. Хотели бы, но не могут - семья Гладышевых напоминает о себе какой-нибудь очередной пакостью. Мало того что пьют, а затем старик избивает жену до полусмерти - недавно во время такой пьянки был зарезан их старший сын.

Вот и мучает дачников вопрос: отобрали у Гладышевых оружие или нет? Ладно, сын погиб, но отец-то жив. Кто ему помешает в пьяном дурмане вновь взяться за ствол?

-- Недавно иду с ребенком с автобуса, а он навстречу: "Щас как е...ну с одного выстрела, и не встанешь!" Знает, пьяница, что я под заявлением в милицию подписалась, - возмущается одна дачница.

И она не единственная, кто получал угрозы в свой адрес. Говорят, Гладышев позволяет себе бахвалиться: "Я сейчас хоть что сделаю, и мне ничего не будет". И ему поневоле веришь.

Служебная проверка

И только после того, как об этой истории рассказала одна из местных газет, наконец-то нарушило молчание областное УВД. Позицию руководства читинской милиции озвучил замначальника управления Николай Зайцев. Как следует из его письма в редакцию, сразу после публикации была проведена служебная проверка. Она установила, что "23 августа 2002 года... гражданин Гладышев, высказывая желание салютовать в честь приезда президента России в Читу, произвел 4 выстрела вверх, при этом прицельной стрельбы по жилым строениям, а тем более по людям не производил".

Странно?! Как тогда быть с показаниями дачников, которые в один голос утверждают, что стрельба велась по живым мишеням? Возможно, милиция просто и не смогла напасть на след этих свидетелей.

И вновь анекдот. В своем письме полковник УВД признается, что в действиях Гладышева УСМОТРЕНЫ "признаки состава административного правонарушения". И ни строчки о том, наказали того или нет? А ведь прошло уже столько времени...

Правда, кое в чем руководство милиции согласилось с мнением общественности: "Сотрудники Читинского ОВД, проявив халатность, недобросовестно и некачественно провели проверку материалов... не изъяли с места происшествия ружье". Но дачники могут не волноваться: "ружье хранится у сына по месту жительства на законных основаниях".

Как следует из письма, за это сотрудников следовало бы наказать. Но, "учитывая сроки давности... им было строго указано на недопущение повторения подобного".

- Почему милиция прикрыла это преступление, а прокуратура покрывает милицию? - вопрошает Валентина Линькова. -- И кто он такой, этот хулиган, если может безнаказанно стрелять в людей?

Но официальные структуры не дают ей ответа. Потому-то среди дачников и ходят разговоры о том, что Гладышев, как и Линькова, до пенсии работал в органах, и у него там остались хорошие связи.

Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]