[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Возможное решение о переносе федеральных судебных учреждений в Санкт-Петербург комментирует заместитель председателя Верховного суда России Виктор ЖУЙКОВ, ответивший на вопросы обозревателя "Известий" Бориса ПАСТЕРНАКА
- Я убежден, что переезд главных судебных учреждений России - Верховного суда, Конституционного суда, Высшего арбитражного суда и других - нанесет огромный вред правосудию в России. Говорят, что подобная мера поможет вернуть Петербургу статус столичного города. Но думать-то нужно не о том, как бы помочь Петербургу, а о том, хорошо ли будет от этого всей стране.
- Может быть, после кратковременных потерь обозначится какая-то большая выгода для страны? Каково обоснование перевода?
- Я слышал такое: мол, высшие судебные инстанции слишком территориально близки к Кремлю и Охотному Ряду. Хорошо бы их оторвать - и тогда суды станут более независимы от власти. Это величайшее заблуждение. Если кому-то во власти нужно повлиять на судебное решение, километры значения не имеют.
- От кого исходит эта инициатива?
- Я не знаю. Разговоры идут давно, причем часто как о вопросе практически решенном. Есть много косвенных признаков того, что решение о переводе судов в Петербург принято. Правда, для законного перевода нужно будет внести изменения в два конституционных закона - о Конституционном суде и об арбитражных судах.
- Предложение, если оно будет исходить от высшей власти, легко пройдет в нынешнем парламенте.
- Да, с точки зрения права проблемы никакой не будет. Проблемы в другом. Во-первых, перевод судов в Петербург потребует колоссальных денег. В одном лишь Верховном суде 130 судей. И это не считая аппарата - еще около 1000 человек. Всем нужно будет предоставить квартиры.
- Ну, аппарат можно набрать новый...
- Когда к нам в отдел приходит новый человек, мы его полгода учим, чтобы он разобрался в особенностях нашей работы. Кто их в Питере будет обучать? Сколько времени это займет? Правосудие обрушится лет на пять-семь, оно будет просто парализовано. Мы в Москве недавно переезжали в пристройку к главному зданию - на расстояние 50 метров. Переезд парализовал работу Верховного суда на месяц - пока упаковали, перевезли, разместили... Каждый день к нам поступает 1200 жалоб. Представьте себе, сколько накопится дел, если мы полгода будем переезжать - а за меньший срок не получится. Еще одно обстоятельство: в Москве находится Российская академия правосудия, с которой Верховный суд теснейшим образом связан. Ее что, тоже перевозить?
- Расхожее представление: чиновники прижились в Москве и не хотят никуда уезжать.
- Дело не в нас. Я могу поехать или не поехать - вместо меня поедет кто-то другой. Но страдать-то будут люди, которые ищут правосудия.
- Вы москвич?
- Я 30 лет работаю в судах - из них 21 год в Верховном, из которых 15 лет заместителем председателя. Я хорошо знаю, как работает судебная система вообще и Верховный суд в частности.
- Знаете ли вы кого-нибудь, кто согласен с идеей переезда?
- Ни одного такого человека в судебной системе я не знаю.
- А вне судебной системы они есть?
- Значит, есть. Но это такие люди, которые могут предложить нам переехать и в Тамбов, и в Рязань. Им все равно.
Выпуск N 246 (772) от 29 декабря 2003 г. [ N 245 ] [ N 247 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]