Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 229 (755) от 3 декабря 2003 г. [ N 228 ] [ N 230 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Можно будет сесть получше

Газета.Ру, 1 декабря 2003 г.

Любой человек, подозреваемый в терроризме, может сидеть в СИЗО тридцать суток без предъявления обвинения. Соответствующую поправку Госдума приняла на последнем перед выборами заседании в первом чтении. Как считают юристы, это может привести к произволу милиции. Тем более что подобный опыт совсем недавно уже был.

В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, продлевающие до 30 суток срок содержания подозреваемых до предъявления им обвинений. Их одобрили подавляющим большинством голосов: "за" проголосовало 283 депутата, "против" -- 34, один депутат воздержался.

Согласно статье 22 Конституции, гражданин может быть задержан правоохранительными органами на 48 часов. За это время ему должны предъявить обвинение. Затем суд должен решить вопрос о мере пресечения.

Но в исключительных случаях, как указано в статье 100 УПК РФ, суд может избрать меру пресечения в виде заключения под стражу и для гражданина, остающегося подозреваемым.

Держать за решеткой в три раза дольше, чем сейчас разрешает УПК, будут не всех. Изменения касаются подозреваемых в терроризме (ст.205 УК РФ), вовлечении в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст.205-прим УК РФ), захвате заложника (ст.206 УК РФ), организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), бандитизме (ст.209 УК РФ), посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ), насильственном захвате власти или насильственном удержании власти (ст. 278 УК РФ), вооруженном мятеже (ст. 279 УК РФ), диверсии (ст.281 УК РФ), а также нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст.360 УК РФ).

Тогда в течение следующих 10 дней должны предъявить уже детальное обвинение. Этот срок и предлагается продлить до 30 суток.

Как заявил, представляя коллегам законопроект, его автор Геннадий Райков (лидер группы "Народный депутат"), принятие поправок необходимо для облегчения работы следствия. По словам Райкова, за 10 дней следователи зачастую не могут установить личность предполагаемого преступника и предъявить обвинение в процессуальном порядке них не получается. В результате преступник-террорист может оказаться не за решеткой, а на свободе.

Правда, конкретных случаев, когда террористы таким образом уходили от возмездия, автор проекта закона так и не привел.

С доводами инициатора законопроекта не согласился профильный комитет по законодательству -- принятый документ вообще был рекомендован им к отклонению.

По словам зампреда комитета Елены Мизулиной (СПС), подобные изменения хоть и помогут решить действительно существующую проблему следователей, но, вместе с тем, могут и привести к злоупотреблениям со стороны правоохранительных органов: "Существует большая опасность, что под видом борьбы с терроризмом практически развяжутся руки для привлечения в качестве подозреваемых любого гражданина РФ".

Как напомнила Мизулина, предложенные изменения в УПК противоречат Конвенции о правах и основных свободах человека и гражданина.

Согласно новой формулировке законопроекта, меру пресечения содержания под стражей можно будет применять в обычном порядке -- то есть ко всем, подпадающим под перечисленные выше статьи.

Как пояснил корреспонденту "Газеты.Ru" член комитета по законодательству Александр Баранников (СПС), "на словах Райков говорил, что нужно продлить срок до 30 суток по преступлениям террористического характера. Скрепя сердце на это можно было бы еще согласиться. Но в законопроекте он убрал из УПК слова "в исключительных случаях".

И теперь под поправку подпадают подозреваемые во всех преступлениях, обозначенных в перечисленных статьях Уголовного кодекса. Кроме того, по мнению комитета по законодательству, "вызывает сомнения и перечень преступлений, отнесенных к преступлениям террористического характера, что создает возможность для принятия произвольных решений".

Как уже рассказывала "Газета.Ru", инициатива увеличения срока для предъявления обвинения исходила не от депутатов, а собственно от министра внутренних дел Бориса Грызлова.

Министр внутренних дел России предложил отменить ст. 22 основного закона страны, в которой сказано, что гражданин России не может быть задержан без судебного решения на срок более двух суток. Борис Грызлов убежден, что именно эта статья мешает его ведомству...

О нововведении стало известно еще весной -- выяснилось, что проект закона уже несколько месяцев как внесен в Думу. Как сообщил тогда член комитета по законодательству Госдумы Виктор Похмелкин, силовики собираются действовать через группу депутатов от "Единства", "Отечества", "Народного депутата", "Регионы России" и СПС. Среди подписавшихся под инициативой он, кроме прочих, назвал и Геннадия Райкова.

Осенью же МВД в лице Грызлова вновь выступило с предложением внести поправки в 100-ю статью УПК России. Как заявил Грызлов, милиционерам просто необходимо иметь в запасе 30 суток. "За это время мы можем установить личность подозреваемого, его причастность к деятельности преступных группировок. Это минимально необходимый срок", -- объяснял министр внутренних дел.

У силовиков уже была возможность бороться с преступностью с помощью увеличенного срока задержания. 14 июня 1994 года Борис Ельцин своим указом N 1226 "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" продлил срок до 30 суток. В то же время оставалась в силе статья 22 Конституции, гласящая, что задерживать больше чем на 48 часов без предъявления обвинения, нельзя.

Хотя против противоречащего Конституции указа выступили правозащитники (в том числе глава комиссии по правам человека при президенте Сергей Ковалев), он продержался около года. Правда, отменить его все же пришлось -- в ситуацию вмешалось международное сообщество. Россию в то время как раз принимали в Совет Европы, и европейские эксперты указали на несоответствие президентского указа и Конституции государства. И указ пришлось срочно ликвидировать.

Как рассказал "Газете.Ru" адвокат Генрих Падва, указ N 1226 привел к необычайно большому количеству злоупотреблений со стороны МВД:

"Люди сидели подолгу ни за что. Ужас заключается в том, что милиция под "бандитскими формированиями" понимала вообще любое". И сейчас, считает он, поправка может ударить прежде всего по обычным гражданам. "Задерживают его как террориста, потом держат месяц и выясняют, что он не террорист, а просто случайный прохожий", -- считает адвокат Падва. Но за этот месяц могут быть потеряны семья, работа, здоровье.

А иногда и жизнь. И никакой ответственности за это сотрудники МВД и прокуратуры не понесут.

Рассматривать во втором и третьем чтении законопроект будет уже новый состав Думы. Но то, что проект закона в итоге будет принят, нынешние депутаты не сомневаются. "На этом настаивают правоохранительные органы, -- сообщил депутат Баранников. -- Кроме того, проблема действительно существует".

Но депутаты надеются, что смогут доработать поправки. Первым дело в проект возвратят исключительность заключения под стражу подозреваемого. Кроме того, депутат Мизулина уже предложила несколько способов, с помощью которых депутаты решат проблему правоохранительных органов, не нарушив при этом прав граждан. Во-первых, следователь должен будет выносить постановление о привлечении лица в качестве подозреваемого (сейчас такой нормы в УПК нет). Во-вторых, в постановлении он должен будет сообщить, почему именно это лицо является подозреваемым. В-третьих, должен быть уравнен правовой статус подозреваемого и обвиняемого. И, в-четвертых, из кодексов уберут понятие "возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица" -- чтобы уголовное дело всегда возбуждали лишь по факту.

Правда, удастся ли изменить проект закона так, как хотят либералы, неизвестно. По некоторым данным, глава МВД Грызлов должен стать спикером Госдумы нового созыва.

Выпуск N 229 (755) от 3 декабря 2003 г. [ N 228 ] [ N 230 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]