[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 227 (753) от 1 декабря 2003 г. [ N 226 ] [ N 228 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В Кургане закончился громкий судебный процесс, уже получивший название "Мертвое дело". Н скамью подсудимых впервые в России попал начальник областного Бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) Геннадий Горожанцев. В марте этого года по личному указанию Горожанцева работники морга вывезли на кладбище далекого от Кургана села Половинное шесть бесхозных трупов и выбросили их на сельское кладбище, прямо под открытое небо.
Гору сваленных трупов среди могил обнаружили местные жители и с ужасом узнали в них своих односельчан. Власти в спешном порядке вызвали экскаватор, выкопали могилу и в братской яме предали земле всех подкидышей. Затем обратились в прокуратуру. После недолгих разбирательств, бесед с местными жителями, их письменных заявлений в прокуратуру с требованием наказания начальника морга, в отношении главного судмедэксперта Зауралья возбудили уголовное дело. Его обвинили в... превышении должностных полномочий. Дескать, слишком большую смелость взял без указания сверху выбрасывать трупы.
Но после всего этого нечеловеческого шума, как гром среди неба, прозвучало решение зауральской Фемиды. Курганский городской суд, а вслед за ним и Областной суд с обвинениями прокуратуры не согласились, и главного судмедэксперта признали невиновным. Виновных же в этом жутком по своей циничности происшествии так и не обнаружили.
После вступления страны в дикий капитализм всякое на погостах России случалось. Бездушные родственники то ли от бедноты, то ли от пропитого ума и сердца трупы стариков и младенцев подбрасывали на крыльцо морга или крематория. Бывало, даже на проезжий тракт выбрасывали. Но и брошенные мертвые граждане властями принимались и хоронились, как положено в христианском мире каждый в свою, пусть и безымянную могилу. До Курганского ЧП никогда еще в России трупы граждан, от которых официально отказались родственники, не вывозились за десятки километров по месту их прижизненного проживания и не укладывались штабелями на погосте. Факт, без сомнения шокирующий.
В начале рассмотрения уголовного дела помимо превышения служебных полномочий прокуратура обвинила Геннадия Горожанцева в надругательстве над телами умерших, а общественность в лице епископа Курганского и Шадринского Михаила - еще и в аморальности. "Тело человека - храм, и надо достойным образом его похоронить", - так заявил на пресс-конференции в областной прокуратуре отец Михаил. Однако шесть таких храмов никто предавать земле не хотел.
Геннадий Горожанцев и до суда считал, а уж на процессе тем более утверждал, что никакого надругательства и тем более аморалки за ним числится: его, дескать, обстоятельства вынудили выбросить трупы. По его словам, история эта началась задолго до несчастной весны. Уже несколько лет в Курганском областном Бюро медэкспертизы не хватает мест для хранения тел умерших, в тесном помещении, к тому же не имеющем холодильника, тела реально приходится укладывать штабелями. И если вовремя не очистить место, то происходит, как выражаются складские работники, затоварка. И в случае с мертвыми из села Половинное, которых вовремя не забрали живые, эта проблема обострилась донельзя.
Несколько месяцев шесть трупов селян пролежали в морге. По закону, для того, чтобы усопших похоронили родственники или районные власти, отведены 14 суток. Когда они истекли, глава бюро принялся звонить в районную милицию, прокуратуру и администрацию. Он просил, чтобы тела забрали, а услуги морга оплатили. Для ускорения процесса судмедэксперты даже выписали счета-фактуры и направили их в райфинотдел Половинского района. По действующему законодательству администрация района обязана была выделить местному похоронному бюро по 1150 рублей на каждого бесхозного усопшего. Однако оплатить захоронение так никто и не удосужился и катафалк в морг так и не приехал.
По словам Геннадия Горожанцева, исчерпав все возможности, он позвонил начальнику Управления здравоохранения Катанаеву и сказал, что ему больше ничего не остается делать, как вывезти трупы в район самостоятельно. Тем более, что один из никому не нужных усопших был заражен туберкулезом, а еще несколько трупов без холодильника с приходом весеннего солнышка успели практически полностью разложиться. При таком соседстве работники судмедэкспертизы могли запросто подхватить от усопших какую-нибудь инфекцию. Главный врач Зауралья, выслушав доводы Горожанцева, сказал: "Раз ты так решил, то действуй". На следующий день прокурор области Валерий Мачинский сообщил главному врачу о том, что Горожанцев воплотил в жизнь свою задумку: свалил на грузови трупы и отвез их на кладбище по месту прописки.
В этом процессе все свидетели полностью подтвердили показания обвиняемого, что бывает достаточно редко. И прокурор района Иванов, и глава администрации Букуев показали, что Горожанцев им звонил, что счета-фактуры направлялись. Вот только после всех этих телефонных переговоров никакой реакции с их стороны не последовало. Глава района сетовал на то, что счета где-то затерялись, а прокурор передоверил разбираться в ситуации начальнику милиции.
А потерпевших в этом деле не оказалось вовсе. На бумаге-то они, конечно, были. Таковыми прокуратура признала родственников усопших, которые после скандала все-таки обнаружились в селе. Однако родственники о понесенном моральном ущербе узнали только на суде и, как это не парадоксально звучит, прокурора не поддержали. Так напрямую и рубанули на суде, что от известия о складировании трупов сильно не переживали, бывшие живые родственники им сами надоели по горло, потому ни к чему мучить начальника морга и наказывать его за нечеловеческое отношение к нечеловекам. Один из потерпевших признался: когда умер его брат, то участковому он заявил буквально следующее: "Что хотите, то и делайте с трупом. Нет у меня лишних денег на похороны".
На этом сенсационные признания во время судебного процесса не закончились. Мертвых и живых клеймили кто как мог. Глава района заявил, что двое из объявившихся родственников успели нажиться на умерших. Один выцыганил у администрации тысячу на погребение, а потом отказался хоронить труп. Второй же скрывал несколько дней, что его родственница мертва, чтобы получить за нее пенсию и, лишь получив государственное пособие, сообщил о смерти. "Да им безразлична судьба трупов, - негодовал на суде глава района. - Эти родственники, люди безнравственные, они родную мать продадут за бутылку спиртного".
Выслушав все эти откровения на классическую тему: "Жестокий век, жестокие сердца", суд решил прикрыть это чудовищное дело. Признал, что в действиях Геннадия Горожанцева состава преступления нет и поэтому он ни в чем не виновен. И все. Кто же все-таки должен нести ответственность за мартовские события на погосте села Половинное, до сих пор неясно. Прокуратура области попыталась обжаловать приговор в Областном суде, но коллегия судей Зауралья оставила его без изменения.
Однако благодаря даже такому правосудию кое-чего в пользу мертвых в курганской области сдвинулось. "После того как меня признали невиновным, в других районах области тут же стали находить деньги на захоронение отказных тел, - Горожанцев, - а нам в морг купили еще одну холодильную камеру для хранения тел".
Кого наказывать за то, что в России даже после смерти человек никому не нужен, судить видимо не земному суду, а небесному, если таковой существует. Совесть - единственный судья на грешной земле. Но кто-то ее уже пропил, кто-то потерял в недрах бумажек и безденежья, а кого-то профессия обязывает быть циником.
Выпуск N 227 (753) от 1 декабря 2003 г. [ N 226 ] [ N 228 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]