[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 8 (781) от 19 января 2004 г. [ N 7 ] [ N 9 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В России 12 января отмечался День работника прокуратуры - ей исполнилось 282 года.
12 января 1722 года Петр Первый издал указ, согласно которому в России учреждались посты генерал-прокуроров и обер-прокуроров.
"Впервые в истории государства российского была создана структура, специально предназначенная для контроля и надзора за соблюдением законов. Новому учреждению предстояло занять особое место в государстве, осуществляя контроль, в том числе и за высшим государственным органом - правительствующим Сенатом", - отмечается в пресс-релизе Генпрокуратуры РФ.
Ежегодно прокуроры на личном приеме принимают более 2 млн человек, причем, как утверждается в пресс-релизе, каждое четвертое обращение бывает удовлетворено. За прошедший год прокурорами России было рассмотрено и удовлетворено около 260 тысяч обращений, заявлений и жалоб граждан, в интересах граждан было направлено в суды более 90 тысяч исков, из которых около 75 тысяч было удовлетворено.
Как говорится в пресс-релизе, следователи прокуратуры расследуют наиболее сложные, тяжкие преступления, в том числе убийства, захват заложников, похищения людей. Расследование терактов, должностных и экономических преступлений - также в компетенции органов прокуратуры. При этом расследование всех без исключения преступлений находится под надзором прокуратуры.
Комментарий Григория Пасько:
Многие опытные юристы неоднократно высказывали негативное отношение к нынешнему положению российской прокуратуры: она выполняет несвойственные ей функции, бесконтрольна и потому опасна. В 1999 году заместитель председателя Верховного суда Владимир Радченко в письме президенту России указал, что "прокуратура превратилась в выведенное из-под эффективного государственного и общественного контроля ведомство, обладающее невероятной концентрацией власти, без надежных механизмов предупреждения злоупотреблений этой властью". Не раз критиковала прокуратуру и судья Конституционного суда Тамара Морщакова (ныне член Комиссии по правам человека при президенте РФ). По ее словам, "неэффективная и громадная" прокуратура "мешает состязательному процессу".
Невнятное положение прокуратуры в структуре государства во многом обусловлено конституционной ошибкой, в результате которой она оказалась сродни суду, однако формально не попала ни в одну из ветвей власти. А туманная функция "общего надзора" позволяет ей и вовсе творить беспредел.
Сегодня прокуратура большей частью занимается именно этим надзором. При советской власти это имело хоть какой-то смысл, поскольку граждане были лишены права обратиться в суд с обжалованием действий властей. Но теперь это право у граждан есть. Прокуратура в порядке надзора обращается в суд, но само правонарушение не устраняет. Получается, что она подменяет функции других ведомств и организаций в части проверки соблюдения законности.
Зависимость судов от прокуратуры идет от того, что прокуратура имеет право надзирать и за судами. Прокурор в процессе по-прежнему фактически выполняет главную роль: как он скажет, так суд и должен решать.
Прокуроров много, чересчур много. И меньше их не станет, потому что нынешней власти они нужны. Власть платит прокурорам огромные деньги, власть любит их и лелеет, потому что знает: по первому требованию власти прокуратура накинется на любого и замордует его уголовными делами и последующими судами.
Чтобы прокуратура превратилась в нормальное ведомство, надо добиваться выполнения рекомендации Совета Европы 1996 года о прекращении ее надзорных функций. Но, похоже, для этого придется ждать, пока у России будет другой президент.
Выпуск N 8 (781) от 19 января 2004 г. [ N 7 ] [ N 9 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]