[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 4 (777) от 13 января 2004 г. [ N 3 ] [ N 5 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Правоохранительная система страны переживает эпоху перемен. Рассказать о специфике работы юридических подразделений милиции в новых условиях мы попросили первого заместителя начальника Главного правового управления МВД России, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации генерал-майора милиции Татьяну Москалькову.
- Татьяна Николаевна, когда борьбу с преступностью ведут оперативные сотрудники, это понятно. А как это делаете вы, работники юридической службы?
- Оперативные работники действуют исходя не из "революционного правосознания", а строго в соответствии с законом. По крайней мере так должно быть. И от того, насколько этот закон грамотно написан, учитывает реалии современной жизни, зависит эффективность выполнения задач по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. Ведущая роль в этой деятельности отводится Главному правовому управлению министерства.
- Но законы-то принимают Государственная Дума и Совет Федерации, а не МВД.
- Конечно. Но предлагают проекты законов те правоприменители, которые ежедневно и ежечасно находятся в эпицентре событий и видят узкие места и прорехи, мешающие выполнению задачи по защите личности, общества и государства. Любая самая красивая законотворческая модель нежизненна, а порой и просто вредна, если она принимается без учета мнения профессионала. Так получилось с рядом норм УПК, которые были приняты вопреки нашим замечаниям и предложениям. В результате - снижение раскрываемости преступлений "по горячим следам", увеличение числа лиц, уклоняющихся от расследования и разыскиваемых милицией, нарастание недовольства со стороны граждан.
Наши представители регулярно участвуют в работе Комитета Государственной Думы по безопасности, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, в рабочих группах Государственной Думы. В свою очередь депутаты и сенаторы входят в состав экспертного совета МВД России по вопросам нормотворческой работы.
В Государственной Думе четвертого созыва нас ожидает обширная законопроектная деятельность. На период весенней сессии 2004 года запланированы к рассмотрению десятки проектов федеральных законов, затрагивающих правоохранительную сферу. В их числе блок законопроектов, предусматривающих изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях и другие документы.
- Таким образом, правовые службы в основном занимаются разработкой проектов федеральных законов?
- Содержание правовой работы включает не только нормотворческую деятельность, связанную с подготовкой проектов законов. Есть еще как минимум три самостоятельных направления. Это защита юридическими средствами прав и законных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах и в претензионно-исковом порядке, правовая пропаганда и информационно-правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также правовое сопровождение оперативно-розыскной деятельности по делам об экономических преступлениях. Хочу подчеркнуть, что правовая работа не самоцель. Она носит вспомогательный характер по отношению к оперативно-служебной деятельности, призвана создать, образно говоря, комфортные правовые условия для деятельности следователя, дознавателя, милиционера и военнослужащего.
- Расскажите подробнее о реформировании правоохранительной системы.
- В соответствии с указом Президента Российской Федерации упразднена Федеральная служба налоговой полиции. Вместо этого органа в структуре центрального аппарата МВД образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП МВД России). Поэтому уголовные дела и материалы проверок, сообщения о преступлениях, документы об административных правонарушениях и дела оперативного учета органов налоговой полиции переданы в производство соответствующих органов внутренних дел. Пожалуй, это одно из важнейших нововведений прошедшего года. ФСЭНП и ее подразделения на местах являются составной частью криминальной милиции. В пределах своей компетенции сотрудники службы ведут оперативно-розыскную деятельность, наделены полномочиями на проведение проверок, инвентаризаций и ревизий. Кроме того, подразделения по налоговым преступлениям участвуют в налоговых проверках по запросу налоговых органов.
В декабре прошлого года вступили в силу федеральные законы, которые существенно повышают требования к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем в уголовном законодательстве расширены права граждан и сотрудников милиции в части реализации права на "необходимую оборону". В статье 37 УК устраняется ответственность за превышение пределов необходимой обороны, если действия обороняющегося были вызваны неожиданностью посягательства, и он не мог оценить степень и характер опасности посягательства.
- По оценкам экспертов, суммы теневого сектора российской экономики, идущие мимо государственного бюджета, настолько велики, что официально их даже не пытаются подсчитывать. Каким образом, на ваш взгляд, возможно переломить эту ситуацию?
- Чтобы вести реальную борьбу с теневым рынком, необходимо владеть информацией не только о самих криминальных группировках и сообществах, но и о движении финансовых средств на их банковских счетах и вкладах. Но сейчас такую информацию можно получить только при наличии санкции прокурора. Это существенно ограничивает оперативность при проведении наших мероприятий. Скрытый характер деяний по отмыванию денежных средств обуславливает необходимость проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий еще до возбуждения уголовного дела. Для упрощенного порядка получения информации было бы целесообразно установить обязанность кредитных организаций выдавать необходимые для раскрытия преступления справки на основании мотивированных запросов государственных органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
- Противодействие криминалу невозможно без программы по защите свидетелей. Насколько решена сегодня эта проблема?
- Необходимость этого закона очевидна. По оценкам экспертов, ежегодно в России свидетелями по уголовным делам становятся около десяти миллионов человек, из них примерно 2,5 миллиона - подвергаются противоправному воздействию со стороны преступников и их окружения, а от 150 до 300 тысяч - становятся объектом прямого насилия. Поэтому вопрос решается, хотя и не так быстро, как хочется. Внесенный Президентом Российской Федерации законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. В нем предусмотрены личная охрана свидетелей, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений о нем, переселение на другое место жительства, замена документов и даже изменение внешности, места работы или учебы, временное перемещение в безопасное место. То есть устанавливается необходимая система мер государственной защиты этих лиц. Надеемся, что новый состав Государственной Думы примет этот закон в первоочередном порядке.
- Вы участник делегации, представлявшей на последней сессии Комитета ООН по правам человека доклад Российской Федерации о выполнении Международного пакта о гражданских и политических правах. Какие вопросы накопились у представителей мирового сообщества к России?
- После заслушивания доклада главы делегации - министра юстиции Российской Федерации Юрия Чайки - об изменениях в области прав и свобод человека нас буквально засыпали вопросами. Интерес к России колоссальный. Международных экспертов интересовала деятельность Министерства внутренних дел, борьба с преступностью, охрана общественного порядка, безопасность личности, создание новых правовых основ и гарантий прав человека. Много вопросов было связано с правоприменением в области паспортно-визовой службы и миграции. Задавались вопросы в отношении судебной системы, гарантий независимости судей и коррупции среди должностных лиц. Наши ответы были восприняты с пониманием.
Несмотря на то что поначалу отношение к российской делегации было довольно настороженным, практически все отметили, что у нас существенно изменилось законодательство, фактически состоялась судебная реформа, которая по-новому построила уголовно-процессуальное, трудовое, земельное законодательство. Изменилось отношение государства к собственности и гражданству, к построению судебной системы и, что самое главное, изменились люди. Это видно и по манере поведения, незакомплексованности, что ли... Отмечали наше умение вести диалог, глубину познаний, что, конечно, приятно было слышать.
Выпуск N 4 (777) от 13 января 2004 г. [ N 3 ] [ N 5 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]