[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 24 (797) от 10 февраля 2004 г. [ N 23 ] [ N 25 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Российские силовики отреагировали на пятничную трагедию в московском метро на уровне условного рефлекса -- оперативники еще не закончили предварительные следственные действия на месте взрыва, а руководители спецслужб уже разразились традиционными заявлениями о необходимости принятия дополнительных антитеррористических мер.
В принципе подобные требования механического расширения полномочий и увеличения бюджетов силовых ведомств стали настолько привычными, что воспринимаются как своеобразный посттравматический синдром, поражающий глав ФСБ и МВД после каждого теракта. Однако на этот раз подыграть бывшим коллегам решил председатель Государственной думы и лидер "Единой России" Борис Грызлов. Сразу после взрыва в метро он заявил, что будут подвергнуты "ревизии все законы, направленные на борьбу с терроризмом" и что он "уже дал поручение профильным комитетам Думы подготовить соответствующие предложения".
Отмашка спикера спровоцировала силовиков уже на конкретные действия. Вчера предварительную работу с парламентариями начал заместитель директора ФСБ Вячеслав Ушаков. На учебном семинаре для впервые избранных депутатов Госдумы в подмосковном "Бору" он провел своеобразную политинформацию, четко обозначив, что ждет от парламента родное ведомство президента. "В России необходимо принятие превентивных мер в сфере борьбы с терроризмом, в том числе предоставляющих дополнительные права спецслужбам, -- заявил г-н Ушаков. -- Необходимо пресекать теракты на ранних стадиях и задерживать как их возможных заказчиков, так и исполнителей".
Депутаты со стажем подобному заявлению не удивились бы. В прошлой Думе силовики активно выступали против многих инициатив, касающихся либерализации законодательства, и, напротив, настаивали на ужесточении карательных санкций. Однако при наличии довольно сильного демократического крыла в Думе гнуть "силовую" линию было не так-то просто. Например, так и не удалось склонить депутатов к наделению сверхполномочиями создаваемой внутри МВД Федеральной службы по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, чтобы превратить ее в агента валютного контроля с правом приостанавливать движение по банковским счетам и ловить неплательщиков без предписания МНС. "К тому же спецслужбы даже толком не могли озвучить свои инициативы, -- заверил корреспондента газеты "Время новостей" бывший зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Александр Баранников (СПС). -- Я помню один из немногих разумных проектов, который был предложен Геннадием Райковым. По действующему Уголовно-процессуальному кодексу суд не может задержать человека более чем на 10 суток до предъявления ему обвинения. Райков предлагал продлить этот срок для подозреваемых в терроризме до 30 суток. Но даже этот проект был неудачным с точки зрения юридической техники и требовал доработки".
Однако очевидно, что в новом парламенте, возглавляемом бывшим главой МВД, силовики рассчитывают на большее понимание. Кроме УПК ими может быть "атаковано" и миграционное законодательство, тем более что МВД начало лоббировать идеи ужесточения визового и регистрационного режима еще в бытность г-на Грызлова министром. При этом спецслужбы постоянно ссылаются на опыт своих американских коллег, которым после событий 11 сентября были предоставлены гиперполномочия, забывая, что российские силовики подобными полномочиями обладали и раньше.
"Теоретически можно ужесточить все что угодно, даже арест только с санкции суда отменить, -- считает бывший член комитета ГД по госстроительству Борис Надеждин (СПС). -- Но что это даст гражданам? Вот у нас действовал полтора года жесткий закон "О гражданстве", который только под конец работы прошлой Думы удалось смягчить. Десятки тысяч россиян не могли легализоваться. Но разве этот закон помог предотвратить теракты? Силовики апеллируют к Америке, которая постоянно ужесточает правила въезда. Но ведь у нас просто нет возможности для такого контроля, и к тому же при нынешней коррупции в правоохранительных органах все проблемы можно легко решить за деньги".
Впрочем, не только бывшие, но и многие действующие парламентарии не слишком хорошо представляют, чем же они могут помочь чекистам и милиционерам. "Можно внести поправки в ст. 205 УК "Терроризм", например, предусмотреть, пожизненное наказание, -- считает председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. -- Но разве это напугает террористов-смертников? Можно было бы усилить ответственность за соучастие и организацию. Но и это вряд ли сильно поможет. Наши спецслужбы не хотят признать, что важна не тяжесть наказания, а его неотвратимость. И вообще, недопустимо отвечать нарушением прав граждан и закона на нарушение закона".
Согласен с ним и член другого профильного комитета ГД по безопасности Геннадий Гудков: "Был в свое время указ Ельцина о задержании членов организованных преступных группировок на 30 суток. ОПГ меньше от этого не стало. Можно, конечно, усилить ответственность за пособничество терроризму, но и без того действующие законы позволяют жестко и эффективно бороться с терроризмом. Проблема в неисполнении этих законов, в коррупции, в том, что у нас "оборотни" по-прежнему носят погоны. И не стоит поддаваться на предложения предоставлять чрезвычайные полномочия. Это ударит по простым гражданам, а не по террористам. А что касается правоохранительных органов, то они могут совершенствовать свою работу на уровне ведомственных приказов и в рамках имеющихся у них полномочий. Нужно четче выстраивать систему доказательств, повышать качество обвинения. Вот над чем надо работать. Разумеется, надо провести реформу заработной платы сотрудникам правоохранительных органов, а то мы платим им как дворникам, а хотим, чтобы они работали как Штирлицы".
И тем не менее пока представители силовиков начинают разворачивать пиаровскую кампанию за ужесточение наказаний, начав с такого избитого предложения, как отмена моратория на смертную казнь за терроризм. Хотя для того чтобы возобновить расстрелы, Россия должна начать с выхода из Совета Европы, поскольку, подписав 6-й Протокол к Европейской конвенции о защите прав человека, наша страна обязана воздерживаться от его нарушения. К тому же придется пересматривать и Конституцию, поскольку решение КС от 2 февраля 1999 года запрещает выносить смертные приговоры до того, как по всей стране заработают суды присяжных. Между тем в Чечне они появятся только с 2007 года.
Впрочем, ближайшего удара по своим правам россиянам стоит ждать со стороны местных властей -- в частности в виде ужесточения правил прописки. "По большому счету, безопасность и регистрация граждан не имеют ничего общего, -- считает Александр Баранников. -- А ужесточение правил регистрации будет противоречить решениям Конституционного суда. Но я не исключаю, что градоначальники постараются оградить свои вотчины от приезжих и даже начать выдворять нежелательных гостей".
Выпуск N 24 (797) от 10 февраля 2004 г. [ N 23 ] [ N 25 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]