Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Оборотни в угоне

Григорий Санин, Степан Кривошеев
Итоги, N 3

Перепродажа угнанных из Западной Европы иномарок приобрела у нас в стране почти промышленные масштабы. Принципы этого бизнеса - кооперация, конфиденциальность и коррупция

Московские правоохранительные органы продолжают сотрясать скандалы, связанные с изобличением пресловутых "оборотней в погонах". На прошлой неделе оперативниками Главного управления собственной безопасности МВД России был задержан весь бывший личный состав 6-го отделения МРЭО ГИБДД Северо-Восточного административного округа Москвы. Причиной ареста стала информация о том, что все восемь экс-сотрудников ГИБДД могут иметь отношение к преступной группе, специализировавшейся на легализации угнанных в Европе иномарок.

Кто этим занимается

Двое из задержанных уже арестованы. Это бывший начальник 6-го отделения, а ныне пенсионер подполковник запаса Александр Филатов, а также инспектор-паспортист, ныне владелица магазина спорттоваров Любовь Спиридонова. Остальные временно отпущены под подписку о невыезде - это Вячеслав Митюшин, Вячеслав Клешков, Виктор Леошко, Вилюр Аминьев, Тамара Кузнецова и Виталий Войцищук.

В ГУСБ "Итогам" рассказали, что аресты были проведены в рамках расследования уголовного дела в отношении преступной группировки угонщиков дорогих иномарок, в которую помимо сотрудников ГИБДД (ГАИ) входили представители ФСБ и следователь прокуратуры Юго-Восточного округа Москвы Салман Рзаев. Все они занимались легализацией автомобилей, угнанных в странах Западной Европы. Фактически операция началась еще в 2002 году, когда и был арестован Рзаев. В ходе следствия оперативники ГУСБ выявили хитроумную схему, которая предусматривала двойное обогащение всех участников преступной группы. Вот какова была технологическая цепочка: сотрудники 6-го отделения МРЭО ГИБДД СВАО, естественно, за крупное вознаграждение, ставили на учет угнанные в Европе иномарки. Далее к гаишникам с проверкой являлись сотрудники УФСБ, которые изымали всю подозрительную документацию и передавали ее следователю Салману Рзаеву, занимавшемуся расследованием дел о незаконном растаможивании иномарок. Естественно, вся операция с проверкой проделывалась для прикрытия и последующего обогащения "по второму кругу". Салман Рзаев объявлял в розыск незаконно поставленную на учет иномарку. Владельца задерживали, а его автомашину ставили на охраняемую стоянку. В дальнейшем следователь требовал с владельца арестованной автомашины 4 тысячи долларов за то, чтобы "решить проблему и снять машину с розыска". К тому же различные проверяющие, желавшие ознакомиться с работой отделения, получали от гаишников выписку из УФСБ об изъятии документации - то есть проверять было нечего. Во время обыска в кабинете Рзаева оперативники ГУСБ обнаружили изъятые сотрудниками-фээсбэшниками документы и на их основании начали вести свое расследование, завершившееся задержанием очередных "оборотней в погонах".

Как это делается

В середине 90-х в России прочно вошел в обиход термин "евроугон" - так называли автомашину, угнанную в Европе и проданную в нашей стране. По информации НЦБ Интерпола, в прошлом году Россия заняла четвертое место в списке стран, где наиболее часто автотранспорт угоняется, а затем вывозится за пределы страны. Лидирует в черном списке Италия, откуда ежегодно в среднем вывозится более 300 тысяч автомобилей, затем следуют Германия - около 280 тысяч и Польша - примерно 250 тысяч. В России этот показатель составляет примерно 230 тысяч автомашин, которые реализуются в основном в странах ближнего зарубежья, преимущественно в Закавказье. Примечательно, что в прошлом году в России было выявлено всего 1200 автомобилей, объявленных в розыск Интерполом.

Основными потребителями угнанных машин являются по убывающей: Россия (самые крупные рынки сбыта в Москве и Санкт-Петербурге), Украина, Белоруссия, закавказские республики и ряд бывших соцстран - Польша, Чехия, Венгрия. Интересно, что в прошлом году наметилась довольно-таки странная тенденция: несколько похищенных в Москве иномарок производства немецких автоконцернов было обнаружено в самой Германии. Начавшая расследование этого инцидента полиция установила, что иномарки были приобретены в Польше.

Схема "евроугона" выглядит следующим образом: находящиеся за границей представители российских преступных группировок договариваются с владельцами "свежих" двух-трехлетних иномарок представительского класса об их угоне. "Пострадавшим" выплачивается часть стоимости машины, а те взамен обращаются в полицию лишь после того, как иномарка пересекла границу России. После этого бывший владелец авто получает страховку и покупает новое авто. Пока машина двигалась к границам России, коррумпированным сотрудникам ГИБДД по телефону сообщались идентификационный номер машины, ее цвет и номера агрегатов, и практически незамедлительно они начинали готовить пакет документов на эту машину. Сама же машина еще примерно за тысячу евро проходила на таможне через так называемую дырку: получившие деньги коррумпированные сотрудники таможни оформляли ее как автомобиль, который временно пересекает границу. К моменту въезда на территорию нашей страны у перегонщика похищенной иномарки уже были на руках легальные документы, включая паспорт транспортного средства, содержащий поддельные (а если удавалось договориться за определенную сумму с таможенниками, то и легальные) отметки таможенной очистки. В дальнейшем машина ставилась на учет на подставное лицо, а затем продавалась по генеральной доверенности.

Далее представители российской автомафии переправляли, к примеру, в ту же самую Германию немецкие техпаспорт и номера машины. Там номера устанавливались на точно такую же машину, и затем она нарушала правила дорожного движения - обычно это превышение скорости на автобане. Камера слежения фиксировала номер машины нарушителя. Получившая заявление об угоне машины с такими номерами полиция в замешательстве: выходило, что похищенная машина находится на территории Германии. Это давало угонщикам дополнительное время на легализацию иномарки. В этом случае страдал лишь доверчивый немец, польстившийся на уговоры продать угонщикам свою машину: страховая компания задерживала выплату возмещения ущерба, аргументируя это тем, что раз машина находится в Германии, ее скоро обязательно обнаружат. Протестовать бывший владелец машины не осмеливался, иначе к нему возникло бы слишком много вопросов. Например, где три комплекта ключей от машины, и если все они хранились в бардачке в момент угона, то не странно ли это.

Сколько это стоит

Насколько известно, именно по описанной выше схеме и действовали задержанные сотрудники отделения ГИБДД, получая за свои услуги от 3,5 до 5 тысяч долларов США за машину в зависимости от ее стоимости. По информации ГУСБ, задержанные "оборотни" за время своей работы легализовали более 6 тысяч автомобилей, нажившись почти на 30 миллионов долларов.

Вообще этот бизнес до недавнего повышения Россией таможенных пошлин приносил криминальным группировкам и сообществам огромные доходы. Стоимость всей операции, включая компенсационные выплаты иностранному владельцу застрахованной машины, оплату труда угонщиков, перегонщиков, таможенников и коррумпированных сотрудников ГИБДД, редко превышала 20 тысяч долларов. Даже если брать минимальную цену реализации - 30 тысяч долларов, - выгода очевидна: риска практически никакого, а прибыль постоянная и напрямую зависит от количества пригнанных в Россию машин. Причем чем больше это количество, тем интереснее становилось участие в бизнесе для всех задействованных лиц.

Цены на угнанные машины всегда зависели от их возраста и класса. Например, одной из самых ходовых моделей считается Mercedes S-класса в возрасте до трех лет. "Легальная" такая машина стоит около 60 тысяч долларов, а угнанная - половину этой суммы. Столь же привлекательными являются и представительские Audi A8 и BMW 7-й серии. Если в Москве легальная цена двухлетнего BMW составляет 80-90 тысяч долларов, то по цене от 45 до 60 тысяч долларов можно купить такую же машину, но "евроугнанную".

Сейчас можно говорить о том, что эпоха "евроугонов" подходит к своему концу. В первую очередь это связано с тем, что "тарифы", которые ввели коррумпированные таможенники и сотрудники правоохранительных органов после развернувшейся в стране "охоты на оборотней в погонах", резко возросли из-за риска подобных операций. А значит, упала и рентабельность бизнеса.

Кто от этого страдает

И тем не менее опасность приобрести в Москве угнанную в Европе автомашину по-прежнему довольно высока. Дело в следующем: когда становится ясно, что угнанная, например, в Германии автомашина покинула пределы страны, страховая компания выплачивает пострадавшему компенсацию, а автомашина становится собственностью страховщиков. Они обращаются в полицию, и машину объявляют в розыск по Интерполу. Российские представители НЦБ Интерпола также ежемесячно получают списки угнанных машин и ставят их в розыскной лист. В результате купивший "евроугонную" автомашину россиянин по идее в любой момент может с ней расстаться. Как ни парадоксально, но даже приобретение машины в автосалоне не всегда является полной гарантией ее юридической чистоты. Так, например, бывали случаи, когда партию новых машин ввозили по неправильно оформленным таможенным документам. Обнаружив это, таможенники объявляют машину в таможенный розыск, и ее также в любой момент могут задержать. Правда, официальная справка-счет, выданная автосалоном-продавцом, является для суда неопровержимым доказательством правоты покупателя, и деньги покупателю будут обязательно возвращены.

Вице-председатель Движения автомобилистов России, действительный член Академии юридических наук адвокат Леонид Ольшанский считает, что если вы стали жертвой мошенников и купили угнанную машину, отчаиваться не стоит и правда все равно на вашей стороне: "Если вы не имеете никакого отношения к угонщикам и приобрели ворованный автомобиль, даже не подозревая об этом, суд должен признать вас добросовестным приобретателем. Однако без помощи квалифицированного правоведа вам не обойтись. Как показывает практика, угнанные машины из Европы владельцу не возвращаются, так как он уже получил страховку. В таком случае машина принадлежит уже страховой компании. Однако забрать машину можно только по постановлению следователя в рамках возбужденного уголовного дела на территории нашей страны. Большинство страховщиков не хотят ехать в Россию, к тому же к моменту обнаружения машина нередко стоит столько, что перелет из Германии и последующий перегон туда найденной машины обходится дороже. В результате машина "зависает" и страдает клиент, которому приходится добиваться в суде признания себя честным приобретателем. К нам сплошь и рядом обращаются люди с похожими проблемами: когда они покупали машину, то обращались в ГИБДД, где просили проверить машину на угон. Получив ответ, согласно которому машина в розыске не числится, люди совершали сделку. В дальнейшем либо при перепродаже машины, либо при прохождении техосмотра всплывало нехорошее прошлое автомобиля. И что делать в этой ситуации - это же прямая вина ГИБДД, давшей ответ, что машина в розыске не значится. Порой приходится сначала добиваться признания человека честным приобретателем, а потом, опять же через суд, добиваться постановки этого транспортного средства на учет в ГИБДД. На все это уходит время, тратятся нервы и деньги человека, и без того попавшего в непростую ситуацию и оставшегося без машины. Доходит до смешного: уже даже после признания пострадавшего честным приобретателем его вынуждали платить деньги за штрафную стоянку, куда стараниями ГИБДД был водворен его автомобиль".

Что же происходит, если вы пришли в ГИБДД снимать машину с учета или проходить техосмотр и выяснилось, что она угнанная? Представитель одного из столичных МРЭО ГИБДД рассказал "Итогам", что в этом случае сотрудники милиции информируют инициатора розыска (в большинстве случаев - Интерпол) о том, что разыскиваемая ими автомашина найдена. Владельцу же машины выдается справка о том, что транспортное средство передано ему на ответственное хранение, он не имеет права продать автомашину или передать ее в залог. Интерпол передает сведения об обнаружении машины в полицию страны, которая объявила ее в розыск. Та в свою очередь информирует страховую компанию. По словам нашего собеседника, еще ни разу представитель пострадавшей страховой компании не приезжал в Россию за найденной автомашиной. По истечении полугодового срока владелец машины имеет право обращаться в суд, который признает его честным приобретателем.

Комментируя "евроугоны" и "дело оборотней", один из собеседников "Итогов", высокопоставленный сотрудник МВД, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что более половины таких автомобилей в России эксплуатируется сотрудниками разнообразных правоохранительных ведомств. В большинстве случаев пресловутая "красная книжечка" заменяет ее владельцу все - и водительское удостоверение, и документы на автомашину. Есть и еще одна весьма прибыльная сторона этого явления: угнанные в Европе и незаконно перевезенные через границу России иномарки во многих случаях распродаются по запчастям. В этом случае выявить канал легализации автомашин практически невозможно. Несмотря на снижение числа ввозимых в Россию машин, угнанных в Европе, пока есть спрос, будет и предложение. Тем временем на территории нашей страны резко возросло число угонов дорогих иномарок. Причем в России практикуется не столько угон, сколько разбойное нападение на владельца машины: только с начала года в Москве было совершено уже восемь таких преступлений, и лишь три из них удалось раскрыть по горячим следам. Всплеск подобных инцидентов связан с тем, что угонщикам сегодня гораздо проще и дешевле завладеть хорошо защищенной противоугонными системами машиной здесь, в России, чем угонять ее где-то за тридевять земель.

Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]