Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Да не выколют око государево

Юрий Цветков
Россiя, N 2

На минувшей неделе российская прокуратура отметила свое 282-летие. Встретит ли она очередной день рождения в 2005 году?

За последние год-два прокуратура показала значительную активность. Окончено расследование наиболее громких уголовных дел по убийствам Сергея Юшенкова и Галины Старовойтовой, по взрывам в Москве рядом с рестораном "Макдоналдс" и в Тушине.

Впрочем, несмотря на это, все настойчивее циркулируют слухи о предстоящем реформировании Генпрокуратуры, вплоть до полной ликвидации. Почти сразу после ареста главы ЮКОСа Михаил Касьянов предложил подчинить прокуратуру Минюсту. Как это имеет место быть в США.

Однако в США вообще принципиально иная система права -- англосаксонская, а не континентальная, к которой испокон веку принадлежат Россия, Германия и Франция. Не знает американская юстиция и такой стадии, как предварительное следствие, а более 90% уголовных дел там вполне легально решаются сделкой.

Суть сделки заключается в следующем. Прокурор договаривается с адвокатом об объеме обвинения и мере наказания. Адвокат вместе с его клиентом соглашаются признать отдельные эпизоды, а прокурор исключает из обвинения оставшиеся. После чего судье, минуя громоздкий судебный процесс, остается только проштамповать приговор.

Нечто подобное с принятием нового УПК узаконено и в России, Однако популярностью среди обвиняемых эта модель не пользуется: в нашем уголовном праве и без того достаточно лазеек, позволяющих куда более верным способом уйти от ответственности. Не в пользу янки и тот факт, что уровень преступности у них, по крайней мере по официальным данным, такой же высокий, как и в России.

Упомянутый Минюст, кстати, за последние годы из третьеразрядного ведомства с самой низкой ставкой зарплаты превратился в мощную силовую структуру. В его ведении теперь находится вся пенитенциарная система, контроль за политическими партиями, адвокатурой и нотариатом, а также служба судебных приставов, которая не раз становилась решающим фактором при смене собственников богатейших предприятий. А вот прокуратура вопреки распространенному заблуждению силовым ведомством не является: в ее прямом подчинении нет ни одного вооруженного подразделения. Ее сила -- в другом.

На сегодняшний день прокуратура -- единственный правоохранительный орган, который по Конституции не принадлежит ни к одной ветви власти и подчиняется исключительно генеральному прокурору. Поэтому вряд ли уже после предложенной премьером пертурбации какой-нибудь высокопоставленный прокурор сможет с телеэкрана грозить ему или его министру пальцем. И некому будет противостоять милицейскому и чиновничьему беспределу, особенно в отдаленных от федерального Центра уголках необъятной Родины. Говорят, плохо противостояли. Возможно. Только вот если численный состав органов внутренних дел -- два миллиона служащих, то в прокуратуре их ровно в сто раз меньше -- всего двадцать тысяч.

По более мягкой модели предлагается вывести из прокуратуры следственный аппарат и создать Федеральную службу расследований (ФСР). Суть предложения состоит в следующем. Сейчас функции предварительного следствия рассредоточены по прокуратуре, МВД и ФСБ. В последующем их предлагается воссоединить в рамках единой службы -- ФСР. А прокуратуре оставить лишь функции поддержания гособвинения в суде и надзора за процессуальной деятельностью пресловутой ФСР.

Возглавить новую супервлиятельную службу, скорее всего, будет предложено главе Госнаркоконтроля Виктору Черкесову. Он в свое время сделал блестящую карьеру в органах госбезопасности, причем большую часть жизни посвятил именно следственному ремеслу. В Казахстане, правда, эксперимент с созданием единой следственной службы обернулся параличом всей правоохранительной системы, и нашим соседям пришлось спешно возвращать все в исходное состояние.

Наиболее интригующим до сих пор остается вопрос о том, удастся ли Владимиру Устинову сохранить пост генпрокурора? В любом случае следует отдать ему должное: на этом посту со времен Валентина Степанкова он -- единственный долгожитель. А ведь сопровождавшие его назначение скандальные публикации в прессе не сулили такой перспективы.

Говорят, что Дмитрий Козак (заместитель главы администрации президента) отказался в свое время занять эту должность. И неудивительно. Ведь двое его предшественников -- Валентин Степанков и Алексей Ильюшенко -- отсидели в тюрьме, а Юрий Скуратов пал жертвой порнотеракта. Лишь один генпрокурор современной России -- Алексей Казанник -- ушел со своего поста относительно спокойно, и то лишь потому, что пробыл на нем всего несколько дней.

Владимир Устинов же за то время, что он стоит у руля прокуратуры, не совершил ни одной политической ошибки. Поэтому вряд ли кто-то удивится, если он сохранит за собой эту должность.

Хулители прокуратуры обвиняют ее в том, что она осталась последним нереформированным осколком сталинской административной машины. Но это абсолютно неверно. Правовой базой российской прокуратуры являются Конституция 1993 года и подписанный Ельциным в 1992 году Закон "О прокуратуре". А в результате принятия нового УПК прокуроры утратили свои главные репрессивные функции -- право санкционировать аресты и обыски. Сегодня кадровый состав прокуратуры по сравнению с другими правоохранительными органами наименее коррумпирован и наиболее профессионален. Поэтому перетряска прокуратуры может иметь столь же плачевные для государственности последствия, как и разрушение системы госбезопасности в начале 90-х.

Выпуск N 11 (784) от 22 января 2004 г. [ N 10 ] [ N 12 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]