Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 90 (616) от 20 мая 2003 г. [ N 89 ] [ N 91 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Мы неделю заседали и злодея оправдали

Юрий Снегирев
Комсомольская правда, N 88

Продолжается публикация о суде присяжных в России ("КП" от 25.04.03)

Для обвиняемых в убийстве, насилии и бандитизме возрожденный институт судебной власти стал единственным шансом выйти на волю

С судьей не поспоришь. "Встать, суд идет!" - от этой команды невольно трясутся поджилки. Вся советская судебная система походила на подброшенную монетку: "орел" - получишь условный срок, "решка" - загремишь по полной, ну а если монетка встанет на ребро - будешь оправдан.

Десять лет назад, после 76-летнего перерыва, в России вновь появились суды присяжных. Наконец-то появился тот самый последний шанс у подсудимого на справедливость.

Но и у этой "монеты" есть обратная сторона. Процент оправдательных приговоров по стране вырос почти в сто раз. И не всегда в залах суда выпускают из-под стражи невиновных. В Саранске только что прошли два первых процесса с присяжными. И в обоих случаях на воле оказались, по-моему убеждению, злодеи. В местном СИЗО на суд присяжных уже образовалась очередь: раз отпускают, то почему бы убийцам, насильникам и бандитам не написать заявление на суд присяжных?

Первая ласточка...

К первому в Мордовии суду с участием присяжных готовились долго. Из списков избирателей Саранска вычеркнули судимых, сотрудников правоохранительных органов и госслужащих. Затем компьютер выбрал 50 имен. Секретари всех обзвонили. Кто-то отказался, и кандидатур на присяжные осталось тридцать. Попробовали вызвать для первого знакомства - пришло двадцать. Но зато самых активных - безработные, домохозяйки, мелкие предприниматели и одна учительница. Жребий пал на 12 граждан и еще трех запасных. Потом их приятно удивили: каждому полагается на время процесса половинный заработок судьи - 110 рублей в день.

Состав суда присяжных держался в строжайшей тайне. Фотографировать, а тем более брать у них интервью судья строго мне запретил - могу невольно оказать давление. Все, что можно о них писать, что это были мужчины и женщины. И мужчин было в четыре раза меньше. Да и сам судья строго-настрого запретил мне упоминать свою фамилию, хотя она хорошо известна из местной прессы. Пусть судья будет Ивановым. Так ему проще.

Уголовное дело было выбрано тоже попроще. Такие в Верховном суде Республики Мордовия слушаются десятками. Тридцатишестилетний Александр Пьянзин, ранее судимый, обвинялся в том, что из самодельного оружия застрелил молодую супружескую чету Кузиных. Дело было так. Пьянзин пришел к Кузину с водкой и солеными огурцами. Дальше можно читать криминальную хронику любого города.

12 дней первая в Мордовии скамья присяжных решала судьбу Пьянзина. Опрошены двадцать свидетелей. Да, они видели, как Пьянзин покупал водку и огурцы. Как направлялся в подъезд к Кузину. Кузин и Пьянзин раньше вместе отбывали срок - старые кореша. Слышали и скандал в квартире Кузиных. Наутро находят трупы. Свидетелей было двадцать. Но среди них ни одного очевидца расстрела Кузиных. Очевидцев и быть не могло - преступник всех перестрелял. А пистолет-самоделку не нашли. Суд присяжных оправдал Пьянзина. Он был счастлив и улыбался.

- Как такое возможно? - спрашиваю судью Иванова.

- Э-хэ-хэ, - отвечает судья Иванов и разводит руками.

...или первый блин?

У присяжных были опросные листы. Привожу их полностью:

1. Доказано ли, что деяние имело место?

2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

И последний вопрос, если на первые три получен утвердительный ответ:

4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения?

Все проще пареной репы. Для вынесения вердикта присяжные отправились в совещательную комнату. Их предупредили: ни один не выйдет до вынесения вердикта. Через три часа скамья присяжных "отстрелялась". Присяжные факт двойного убийства не отрицали. Но на второй и третий вопросы единодушно ответили "Нет!".

Уже потом, в туалетной курилке, судья Иванов и другие анонимные судьи смягчились и приоткрыли завесу над загадочным освобождением Пьянзина из зала суда. "Только на нас не ссылайся! Мы-то здесь при чем? Это так присяжные решили..." - предупредили они. Все, что будет написано ниже, только журналистская версия, и ничто иное.

Александр Пьянзин хорошо известен в криминальных кругах Саранска. А тут по-глупому засветился на квартире у Кузиных. Пока он сидел за решеткой, его бригада обработала присяжных. Кому триста рублей (большие деньги для Саранска), кому просто ночной звонок с предупреждением. А тут, за неделю до вынесения приговора, свидетеля по делу Александра Неяскина расстреливают в упор из пистолета. Хороший пример для строптивых заседателей. Вы спросите, как бандиты разыскали господ присяжных? Саранск - город маленький. Ведь я, несмотря на запрет судьи, нашел двоих. Но дверь перед моим носом захлопнулась - с прессой в таком щекотливом деле присяжные разговаривать отказались. Только один присяжный набрался мужества и сквозь дверь прорычал:

- Прокурор ничего не доказал! Все вопросы к прокурору!

Швейное дело

Иван Моисеев, сорокалетний предприниматель из Мордовии, открыл подпольную швейную мастерскую в Подмосковье. Перевез детей, чтобы они помогали по хозяйству. Свои сбережения - 15 тысяч долларов - хранил в шкафу. Братья Слава и Денис стибрили деньги, разыграв нападение неизвестных в масках. Отец вроде бы поверил. Вскоре Денис засобирался к матери. Пока он дожидался поезда на Казанском вокзале, Слава сказал отцу, что деньги взял Денис. Парня сняли прямо с поезда. Тот не сознавался. На подмогу Иван вызвал из Саранска своего зятя Петра Пужайкина. За 3 тысячи долларов Пужайкин согласился помочь выбить деньги из Дениса. Начались пытки. 20-летнему парню сдавливали половые органы, били кочергой, под ногти загоняли швейные иглы. Но самой страшной была лента "скотч", которой Денису заматывали голову так, что он задыхался. Денис несколько раз указывал места нычек, но родственнички, быстро проверив, доставали новый комплект швейных иголок - благо за стенкой, в мастерской, их была целая коробка...

Деньги все не находились. Папаша повез сына на своей "Волге" вместе с Пужайкиным в Краснослободск. Там у Моисеева был заброшенный дом. Снова пытки. Снова "скотч". В запале папаша оторвал плоскогубцами Денису палец... Перед присяжными Моисеев говорил, что потом Дениса оставил ненадолго с зятем. Возвращается в дом - голова Дениса перемотана скотчем. Он уже не дышит. А рядом зять бледный стоит. То же самое перед присяжными повторил и Пужайкин. Вышел он, значит, из дома, возвращается - сын мертв, рядом отец. Очевидцев преступления опять не было. Так кто же убил, господа присяжные?

Труп упаковали в два старых мешка от сахара и зарыли в гараже Пужайкина.

Прошел год. Пужайкин как-то разругался со своей супругой Галиной. Приложил ее крепко. Та возьми и побеги в милицию. Рассказала, как муж в гараже племянника спрятал. Так родственники попали в тюрьму.

Женская логика

Моисеева и Пужайкина я впервые увидел на суде. Они стояли понурые в клетке за железными прутьями, пока судья зачитывал приговор:

- ...Пужайкина Петра Владимировича освободить из-под стражи немедленно в зале суда!

Вздох облегчения у меня за спиной. Это жена Галина. Адвокат с нескрываемым удовольствием оглядел зал.

- ...Моисеева Ивана Андреевича приговорить к сроку лишения свободы на 20 лет!

Пужайкин шумно целовался с родней. А мне сказал:

- Вы же слышали! Меня оправдали! Значит, я не виноват в смерти Дениса!

Судебный пристав, дежуривший на входе, зло сплюнул:

- Опять зверя на свободу выпустили!

Я нашел одну присяжную. Она согласилась беседовать только на условиях полной анонимности. Ее логика была неповторимой:

- Ведь Пужайкин денег за издевательства не получил, значит, он невиновен.

Кстати, 15 тысяч так и не нашли.

В этот же день я был у прокуроров. И там говорили много, валили все на присяжных и на мастерство адвоката, который говорил час без бумажки и сразил присяжных своим красноречием. Здесь уже готовятся представления в кассационную инстанцию. Под диктофон согласился говорить только прокурор Александр Илькаев:

- Суд присяжных в России введен преждевременно. Ни законодательство, ни психология граждан-присяжных не обеспечивают вынесения объективного вердикта.

Так что же, разгонять присяжных и возвращаться к подброшенной монетке?

С января этого года в России действует 69 судов присяжных. С июля к ним прибавится еще 12. С 2004 года по всей России введут присяжных, за исключением Чечни. Там присяжных можно будет ждать не ранее 2007 года. Под юрисдикцию суда присяжных попадает 40 составов уголовных преступлений, рассматриваемых в областных судах, а чтобы попасть под присяжных, подсудимому достаточно написать простенькое заявление в свободной форме.

Да, еще случаются перегибы на местах, выпускаются из-под стражи злодеи, которые машут ручкой правосудию, пока Верховный суд отменяет решение суда присяжных. Но рубить с плеча не надо. Что-то в этом есть! Как в американском фильме: под аплодисменты зала из-под стражи на свободу выходит невинный гражданин. И слезы умиления. И полное торжество правосудия.

Но пока я вот что понял: поскольку от тюрьмы и от сумы не зарекаются, если вдруг и мне придется сесть на скамью подсудимых (тьфу-тьфу-тьфу. - Авт.), то пусть меня судит наш суд присяжных - самый гуманный суд в мире!

ЦИФРА

Кассационной палатой Верховного суда РФ за первые пять лет отменено около 40% оправдательных приговоров суда присяжных.

АВТОРИТЕТНО

Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав ЛЕБЕДЕВ:

- Мое отношение к суду присяжных положительное. Прежде всего суд присяжных - это право гражданина России. Конституционное право, подчеркиваю. А коли Конституция установила такое право, оно должно быть обязательным. Кроме того, это серьезный шаг на пути демократизации судопроизводства. А неоднозначное отношение общества к судам присяжных происходит от несоблюдения процедуры до и во время процесса.

Суд присяжных - это состязательность. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Есть недовольные и с той, и с другой стороны. Кстати, в тех девяти регионах, где эта форма впервые была применена, значительно выросло качество следственных действий. Не сразу, но к этому придут и другие регионы. В любом случае это шаг вперед.

Выпуск N 90 (616) от 20 мая 2003 г. [ N 89 ] [ N 91 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]