[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 89 (615) от 19 мая 2003 г. [ N 88 ] [ N 90 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Аслана Эрзнукаева похитили прямо в Ханкале. Той самой Ханкале, где некогда базировался штаб российской группировки в Чечне и где сейчас расположена чуть ли не главная в тех местах военная база. Похитили днем, прямо на КПП...
Многодетная семья Эрзнукаевых известна далеко за пределами родного селения Шалажи, что в Урус-Мартановском районе Чечни. Люди уважают вечную труженицу -- 77-летнюю Асму Эрзнукаеву, воспитавшую десятерых детей. Особая гордость матери -- 45-летний Висит, полковник милиции, начальник Октябрьского районного отделения милиции города Грозного.
Асма была счастлива -- судьба в самое тяжелое военное время уберегла ее детей и внуков. Но беда, как всегда, приключилась неожиданно. А за ней и еще одна, и еще...
Один из сыновей Асмы -- 33-летний Аслан -- работал инженером в строительной организации (УПТК-583) Министерства обороны России. Ее головная контора с 2000 года располагалась в военном городке в Ханкале. Аслан устроился туда с момента основания -- сразу же после освобождения Грозного от боевиков. Все шло хорошо: работа устраивала, зарплата -- тоже. Аслан даже собирался жениться.
Хорошее кончилось, когда в Ханкале появился новый куратор от ФСБ -- капитан Михаил Первов. Ну не понравился ему Аслан, и все тут.
Если Аслан закатывал брюки, то Первов в этом усматривал явный признак принадлежности к ваххабизму. Если Аслан болел, куратор делал вывод: воюет в горах... В конце концов, по совету старшего брата, полковника милиции, Аслан решил-таки уволиться. Оставалось только рассчитаться -- забрать заработанную 51 тысячу рублей.
Надо сказать, что поход за деньгами в Ханкалу -- из разряда экстремальных приключений. Был случай: человек вот так же отправился в Ханкалу, чтобы получить расчет. Деньги ему выдали, а человек бесследно исчез. Поэтому полковник милиции запретил брату ехать в Ханкалу в одиночку -- дал провожатых из числа своих сотрудников.
Ездили дважды, и каждый раз в бухгалтерии ссылались на отсутствие денег: мол, приходите завтра. В третий раз -- 3 сентября прошлого года -- Аслан поехал за деньгами на своей машине. Один.
Как обычно, прошел на территорию через КПП N 2. Оставил у дежурного паспорт, поскольку пропуск изъяли сразу же после увольнения. Получил деньги. Вышел за КПП. И не успел дойти до своей машины несколько шагов -- из ворот военной базы вылетел бронированный автомобиль без номеров. Оттуда выскочили люди с автоматами и в камуфляже и силой затолкали Аслана в свой "УАЗ".
В том, что похищение было спланировано, сомнений нет. По крайней мере, сотрудники УПТК-583 рассказали, что как раз в это время им запретили покидать территорию Ханкалы через КПП-2 (50 метров от конторы), а заставили обходить вокруг -- через КПП-1. Свидетели похитителям были ни к чему...
Но все же свидетели есть, и свои имена они назовут только в суде, потому что не хотят повторить судьбу Эрзнукаева. А расскажут эти люди то, что видели: как на их глазах похищали человека; и то, что слышали, -- крик Аслана, последним усилием сумевшего вырваться на секунду из рук камуфлированных бандитов: "Сообщите в Октябрьское РОВД!".
Автомобиль с похищенным человеком развернулся и снова въехал через открытые ворота КПП-2. Въехал на территорию военной базы.
...Узнав о похищении брата, начальник Октябрьского отдела внутренних дел города Грозного полковник милиции Висит Эрзнукаев, преодолев многочисленные препоны, встретился-таки с капитаном ФСБ Михаилом Первовым. Сначала тот уверял, что ничего не знает о случившемся и уж тем более не имеет к этому никакого отношения, но затем был вынужден пообещать помощь в возвращении Аслана.
Однако через день капитан Михаил Первов отбыл на отдых и больше в Ханкалу не возвращался. Как выяснилось впоследствии, сразу же после отпуска, 17 ноября 2002 года, капитан М.С. Первов был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в Ленинградский военный округ.
А семье Эрзнукаевых осталось обивать пороги в Грозном и в Москве. Откликнулись многие, и в адрес депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, президента России посыпались запросы.
Запросы у нас, что перелетные птицы, -- всегда возвращаются обратно. В данном случае через Генеральную прокуратуру -- на Северный Кавказ, а оттуда -- к военному прокурору Объединенной группировки войск А.В. Мокрицкому.
Следствие по факту похищения начиналось, прекращалось "в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых" (ну не нашли бандитов -- чего ж теперь делать?), и возобновлялось вновь. Следователю Грозненской прокуратуры Русину, с которым непосредственно общался полковник Висит Эрзнукаев, удалось выяснить, что похищение Аслана как-то связано с ФСБ и непосредственно -- с капитаном Первовым... Но следователь Русин по неизвестным причинам вскоре был уволен из прокуратуры.
А 1 февраля нынешнего года у семьи Эрзнукаевых -- новое горе: на радиоуправляемом фугасе был подорван автомобиль, в котором полковник Эрзнукаев ехал на службу. Пятеро его детей осиротели.
За пять месяцев Асма потеряла двух сыновей. И после гибели Висита улетучилась последняя надежда найти Аслана. Если уж правду не удается узнать полковнику МВД России, то остальным родственникам это тем более не по силам...
Но истина открылась совершенно неожиданно. Похищение Аслана сотрудниками ФСБ пусть косвенно, но подтвердил не кто иной, как директор этой спецслужбы -- Николай Патрушев.
15 декабря 2002 года на встрече с руководителями ведущих российских СМИ Патрушев говорил об итогах успешной работы по проведению антитеррористической операции: называл фамилии бандитов, уничтоженных и задержанных его подчиненными. Цитирую так, как сообщали информационные агентства: "Не ушел от правосудия Эрзнукаев -- участник августовского теракта текущего года в населенном пункте Шалажи Урус-Мартановского района", -- отметил глава ФСБ России".
Мало того, в официальном сообщении Центра общественных связей ФСБ говорилось: "... выявлен и задержан ряд главарей бандитов, в частности <...> А. Эрзнукаев..."
Фамилия Эрзнукаев -- редчайшая, и в Чечне однофамильцев у шалажинских Эрзнукаевых просто не существует. Значит, сомнений нет: речь может идти только о пропавшем Аслане... Дальнейшая логика поисков была очевидна -- ведь согласно Конституции правосудие в нашей стране осуществляется исключительно судом, и, следовательно, нужно искать приговор, выяснять, где Аслан отбывает наказание, -- разве не так? Оказывается, вовсе не так. Потому что слова Патрушева -- ложь.
Цитирую официальный ответ: "...в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России Ваш сын Эрзнукаев Аслан Вахидович, 1968 года рождения, не содержится и не содержался". А значит, и не был осужден.
Так неожиданно разорвалась цепь лжи -- директор ФСБ лично, сам не зная того, уличил свое ведомство в похищении людей.
Все-таки, господин генерал, какова судьба упомянутого вами в хвалебном докладе "не ушедшего от правосудия" Эрзнукаева? И не стоит ли генеральному прокурору Устинову распорядиться о вызове на допрос тех сотрудников ФСБ, которые владеют информацией по этому поводу? Включая Николая Патрушева.
Выпуск N 89 (615) от 19 мая 2003 г. [ N 88 ] [ N 90 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]