Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 89 (615) от 19 мая 2003 г. [ N 88 ] [ N 90 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Как раскрыть заказное убийство?

Георгий Целмс
Консерватор, N 16

В столице Дагестана блистательно опровергли миф, что заказные убийства тяжело раскрывать.

Здесь за короткое время изобличили и обезвредили всю преступную цепочку: заказчика покушения, организатора и исполнителя. Преступное намерение своевременно удалось пресечь.

СОВЕСТЛИВЫЕ КИЛЛЕРЫ

Патрон уже был загнан в патронник, когда Гаджиарсланову (наемному убийце) вдруг стало мучительно стыдно. Как показал он на следствии, "я подумал, что не стоит лишать жизни человека из-за каких-то денег". В этот же самый момент совесть подсказала такую же замечательную мысль и Дадашеву (организатору убийства). Так что, когда к дому подъехал прокурор Оруджев (кандидат в покойники), ему уже ничего не угрожало. Согласно обвинительному заключению и приговору Верховного суда республики Дагестан, дело обстояло так. Некий А. Алиев, бывший банкир, обиделся на прокурора Советского района Махачкалы М. Оруджева и будто бы решил отомстить: попросил своего знакомого К. Дадашева найти убийцу и за 5 тысяч долларов прикончить обидчика. Дадашев, как посчитало следствие и суд, на роль киллера подыскал находящегося в бегах разбойника А. Гаджиарсланова. Затем Алиев снабдил убийц автоматом Калашникова с глушителем, патронами и дал аванс (600 долларов) на расходы.

Два месяца за прокурором шла слежка. И вот наступил час "X" -- вблизи прокурорского дома киллер поджидал жертву с автоматом. Но совесть помешала совершить задуманное злодеяние. И мучила совесть несостоявшихся киллеров до тех пор, пока через несколько месяцев они не оказались за решеткой и оба не дали "явку с повинной": чистосердечно во всем признались. И указали заказчика.

ЯВКА С ПОВИННОЙ

Как правило, "раскаяние" приходит к преступнику после длительных бесед с операми и следователями. При этом собеседники в погонах хорошо знают, как не оставлять следы своих проникновенных разговоров. Кроме кнута применяется и пряник: готовящимся явиться с повинной обещают различные снисхождения за их собственные пригрешения. Как впоследствии покажут на суде оба несостоявшихся киллера, никакого Алиева они и знать не знали, и никакого сговора на убийство не было и в помине. А свои "явки с повинной" написали под диктовку следователя. После чего их прекратили бить, а Дадашева даже выпустили на свободу. Однако вернемся к истокам уголовного дела. Итак, рокового выстрела не произошло. А не подозревавший о нем райпрокурор Оруджев в рапорте на имя прокурора республики сообщает, что "11 .мая мне стало известно от одного близкого знакомого, что в отношении меня запланировано убийство... Киллеру Гад-жиарсланову за убийство предложено 5 тысяч долларов США и передан автомат Калашникова с глушителем". Каким-то чудесным образом 11 мая прокурору известно то, что лишь 20 мая в своей "явке с повинной" расскажет несостоявшийся киллер.

Уголовное дело по факту покушения уже с первых шагов напоминало литературный сценарий, который создавался как бы на ходу -- по мере развития событий. В качестве авторов сценария, вероятно, выступали следователи и сам прокурор, назначивший себе еще и роль жертвы. Однако новоявленные литераторы проявили себя явными графоманами. Тем не менее их произведение все же имело успех. По крайней мере, в суде...

СЦЕНАРИИ ПИШУТ ГРАФОМАНЫ. И ХАЛТУРЩИКИ

Итак, киллер следователям уже был известен, вскоре стал известен и организатор убийства. Раскаявшийся Гаджиарсланов заявляет, что его сотоварищ по "мокрухе" -- земляк Дадашев. И до него рукой подать. Он уже находится за решеткой: числится административно арестованным за мелкое хулиганство. Нескольких "бесед" было достаточно, чтобы Дадашев также дал явку с повинной. И назвал заказчика Алиева, с которым якобы познакомился, когда буксировал его сломанную машину. Гаджиарсланов на предварительном следствии рассказывает, как к ним в машину "подсел парень по имени Абдулмажид (имя Алиева). Он ругал Оруджева и просил найти людей за деньги убить Оруджева. Сначала мы всерьез не приняли, но он при последующих встречах просил это же". Каким глупцом оказался заказчик -- первым встречным выбалтывает сокровенное. Как показали на суде Дадашев и Гаджиарсланов, им перед опознанием Алиева -- по фототаблице и вживую -- опера показывали его фотографию. Опознать-то они опознали. Но вот со словесным портретом опять прокололись: забыли указать особые приметы -- очки и усы.

Слегка портит сценарий арестованный Алиев. Он все отрицает, даже свое знакомство с киллерами не признает. Кроме того, не удалось найти ни автомата, ни патронов, ни сумки, в которой они хранились. Да их, похоже, и не искали вовсе -- даже обыска в доме Алиева, как свидетельствует вся родня, не делали. Согласно бумаге, правда, обыск производили. С понятыми, как положено. Вот только опять закавыка: фамилии понятых (защита это устанавливает) в адресном бюро не значатся... Как тут не предположить: не искали -- значит, знали, что никаких "вещдоков" в принципе быть не может. А попусту ходить и обыскивать "понта ради" -- поленились. Предпочли сфальсифицировать протокол. Попытаемся понять скрытую пружину всего этого творчества. Ясно, что все делается для того, чтобы уличить Алиева. Официальная версия: он и есть истинный заказчик. Неофициальная, к которой присоединюсь и я: Алиев чем-то досадил прокурору. Кстати говоря, своему бывшему старому другу (дружили еще и их родители, жены и дети). Как рассказывают родные осужденного, Алиев дал взаймы Оруджеву крупную сумму денег. Но Оруджев отдавать долг никак не хотел. А чтобы кредитор сильно не докучал, решено было отправить его за решетку. Версия как версия. Имеет право на существование ничуть не меньше, чем официальная...

СУДЬИ РЕДАКТИРУЮТ СЦЕНАРИЙ

Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Дагестан под председательством А. Атаева, чтобы вынести обвинительный приговор и осудить Алиева на 8,5 лет лишения свободы (в том числе за убийство и незаконное приобретение и хранение оружия), пришлось много потрудиться. Ведь, как уже говорилось, в распоряжении суда ни оружия, ни его следов не было, а все свидетели, давшие ранее уличающие показания, полностью от них отказались.

Более того, в суде выяснилось, что у Алиева имелось неопровержимое алиби: во все время сговора и подготовки покушения он безвыездно находился в Краснодарском крае. Суд, однако, трудностей не побоялся. В основу обвинения легли исключительно показания, данные на предварительном следствии. А когда что-то им противоречило, судья А. Атаев при молчаливом кивании народных заседателей их браковал. Как ни старались судьи, в вынесенном ими приговоре не удалось заштопать все дыры следствия, спрятать и прикрыть все случаи подлога и фальсификации. Адвокаты подсудимого свой гонорар отработали честно. И в конце концов Верховный суд РФ "в порядке кассации" приговор отменил и отправил дело на новое судебное разбирательство. На сей раз в Махачкале, заново рассматривая дело, пришли к выводу, что Алиев невиновен. И его оправдали "за отсутствием состава преступления". Прокуратура, было, попыталась оспорить оправдательный приговор, но Верховный суд РФ его утвердил.

Итак, после года пребывания в следственном изоляторе Алиев, получив кучу болезней, вышел на свободу. За это время он, естественно, лишился работы. Родным пришлось продавать дом, чтобы оплатить расходы на адвокатов и пр. Его самого чуть не убили в камере заточкой. Добавьте ко всему этому муки жены и детей, сестры и других родственников. А потом попробуйте определить сумму материального и морального ущерба. Алиев совместно со своим адвокатом определил его в 70 млн рублей. И подал иск в Советский районный суд Махачкалы. Какую бы сумму суд ни признал справедливой, выплачивать ее придется государству, то есть нам с вами. А прокурор Оруджев по-прежнему трудится в поте лица. Не исключено, готовит новое на себя покушение. Трудятся и следователи Мамудов и Рахманов -- крупные специалисты по раскрытию 'заказных убийств. И судья Атаев продолжает выносить приговоры.

Выпуск N 89 (615) от 19 мая 2003 г. [ N 88 ] [ N 90 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]