Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 87 (613) от 15 мая 2003 г. [ N 86 ] [ N 88 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Пишут пулю

Михаил Виноградов
Известия, N 83

В четверг комитет Госдумы по безопасности рассмотрит поправки в закон "Об оружии", внесенные Калининградской облдумой.

Законодатели самой западной точки России предлагают продавать гражданам в целях самообороны пистолеты и револьверы и предоставить право их ношения. Согласно прогнозам депутатов, законопроект не дойдет до пленарного заседания и будет возвращен калининградцам для доработки. Предлог найдут какой-нибудь формальный, а реальная причина старая - давно сформированное опасение вооружать граждан.

Калининградские законотворцы предложили расширить перечень гражданского оружия самообороны (сейчас это ружья, "газовики", бесствольные модели пистолетов). Все это разрешено к хранению, но носить - и обороняться за пределами дома - нельзя. Речь в поправках к закону "Об оружии", предложенных Калининградской облдумой, идет об "огнестрельном гладкоствольном" и "нарезном короткоствольном" оружии отечественного производства. "Огнестрельное гладкоствольное" - это все виды в диапазоне от охотничьего ружья до стреляющей авторучки. Легализация "нарезного короткоствольного" не принесет доходов государству путем реализации завалявшихся на складах снятых с вооружения пистолетов и револьверов: дульная энергия в тексте поправок ограничена 300 джоулями (револьвер "Наган" - 347 Дж, ПМ - 339 Дж, "Люгер/Парабеллум" - до 640 Дж, любимые народом ТТ, коих было выпущено порядка миллиона штук, - почти 700 Дж).

Предлагается некое новое оружие, пули к которому "не могут иметь сердечников из твердых материалов". Есть и другие ограничения - емкость магазина не более 10 патронов и невозможность увеличить его. Предлагаемая схема: ввести лицензии территориальных органов МВД, а после покупки гражданин обязан зарегистрировать свой пистолет в тех же органах в двухнедельный срок. В обмен на это он получает разрешение на хранение и ношение сроком на пять лет. Цель поправок - "стимулирование самостоятельного обеспечения гражданами собственной безопасности" и обеспечение самостоятельной защиты интересов общества и государства.

В комитете Госдумы по безопасности относятся к поправкам с осторожностью:

- Сложно сказать, - рассуждает зампред комитета Павел Бурдуков, - будет ли проект одобрен: на документ уже есть отрицательные отзывы правительства и правового управления Госдумы. У него просто мало шансов. Есть и технические нестыковки: не указано, чем предлагаемый вид оружия (нарезное короткоствольное оружие самообороны. - "Известия") должен отличаться от гражданского оружия. Мы можем, согласно регламенту, отдать проект с нашими замечаниями субъекту инициативы (Калининградской думе), чтобы он их учел и снова внес, иначе у него нет шансов быть принятым по техническим моментам.

Подобные попытки уже были - например, весной 1999 года в Госдуму также были внесены поправки, призванные легализовать закон об оружии и дать гражданам право на самооборону. Предыдущий состав комитета по безопасности довел поправки до пленарного заседания, и уже нынешние депутаты Госдумы отклонили их весной 2000 года.

- К короткоствольному оружию всегда было настороженное отношение в плане легализации, - поясняет Бурдуков. - Я вот против его ношения: с пистолетом же не будешь стоять и озираться где-то на остановке. Поэтому владение оружием не дает гарантий от преступных посягательств. Есть другая опасность: хотя большинство преступлений и совершается неучтенным оружием, если либерализовать закон, сработает принцип "больших чисел" - если в быту появляется такое количество оружия, включаются дополнительные факторы: доступ детей, бытовые инциденты и, следовательно, неизбежен рост преступлений с оружием.

Сторонники права граждан на ношение пистолетов могут назубок перечислить все возражения противников легализации. Тезис "чем больше в обществе оружия - тем более велика вероятность его применения" вызывает вопрос: "Почему вы думаете, что, получив в руки пистолет, гражданин сразу покроется густой черной шерстью?" Есть и другой аргумент: те, кто способен на преступление с оружием, уже имеют оружие, которое, в отличие от зарегистрированных и отстрелянных органами легальных пистолетов, не является "визитной карточкой" владельца. Сторонники легализации приводят в пример страны Запада и более близкие Молдавию и Эстонию (с большой частью русскоязычного населения) - там использование легального оружия при совершении преступлений крайне незначительно. Есть и своя статистика: в 2001 году в Москве было совершено 8 бытовых преступлений с использованием такого оружия, при том что легальных владельцев на тот момент в городе было 400 тысяч.

При этом сторонники сохранения запретов часто подменяют понятия: они говорят о "свободной продаже оружия". Такой термин не подразумевают даже самые ярые легализаторы - они говорят лишь о наделении правом приобретать пистолеты людей соответствующего возраста и после прохождения неких процедур. Имеется в виду обучение безопасному обращению, стрельбе, повышение юридической грамотности, предоставление справок о здоровье и несудимости, сдаче экзамена на умение обращаться с оружием и покупке лицензии у МВД. Свободная же продажа - это, скорее, терминология XIX века.

Противники легализации часто говорят о том, что оружие вновь поделит общество по имущественному признаку. Эксперт Валерий Полозов в своем эссе "Оружие в гражданском обществе" упоминает о том, что в справочнике оптовых цен за 1985 год ТТ стоил 13 рублей 30 копеек, и делает вывод, что в наше время он может стоить около 650 рублей. Несложный в изготовлении пистолет, где большая часть деталей штампованная, по определению не может стоить дорого - даже если цена будет завышена продавцами в три-пять раз. То же касается и боеприпасов. За примерами ходить далеко не надо: обычную охотничью "тулку"-одностволку сейчас может себе позволить даже пенсионер: она стоит около 1000 рублей.

Мощные пистолеты производства известных западных фирм стоят гораздо дороже, но, как показала, например, практика Латвии, спрос на дорогое оружие быстро падает - для поражения преступника с расстояния 3-6 метров (если не ставить целью его убийство) высокотехнологичная продукция итальянских или немецких конструкторов не нужна. По оценкам экспертов, емкость рынка оружия внутри России может составить до 220 миллионов стволов в течение 10-15 лет, из которых большая часть будет куплена в первые 3-5 лет.

То, что вооружение граждан не окажет существенного влияния на борьбу с оргпреступностью, сомнений у экспертов не вызывает. Но граждане, указывают сторонники легализации, страдают в подавляющем большинстве случаев не от ОПГ, а от обычной уличной преступности, когда гражданин может и должен "помочь себе сам". А для ОПГ существуют специальные подразделения МВД, для того налогоплательщики их и содержат, отмечают они.

Как разоружали Россию

В России до середины XX века не было единого блока законов об обороте оружия - скорее, его ношение регулировалось разнообразными и часто взаимоисключающими актами времен от Петра до Николая II. Начало выявлению незаконно вооруженных положил Петр I запретом на ношение "остроконечных ножей". При Елизавете были запрещены к хранению пневматические (духовые) ружья, при Екатерине - шпаги-трости (скрытое оружие). Пистолеты и револьверы приобретались свободно (включая и покупку по почте) до 1906-го, когда морозный ветер первой русской революции заставил власти пересмотреть позиции в этом вопросе. Пострадали, правда, не смутьяны-рабочие, а "чистая публика" - в Европейской части России изымались карабины и винтовки, пистолеты и револьверы. Неприкосновенными были только охотничьи ружья и маломощные пистолеты (прославленные Серебряным веком дамские браунинги). Такое положение сохранялось до Первой мировой.

Но в целом до того времени хранение и ношение холодного и огнестрельного оружия было неотъемлемым правом любого законопослушного гражданина империи. После ужесточения права все равно сохранили не за одними только служащими армии и полиции, но и за теми, кто нуждался в оружии в связи с опасностью для жизни (например, врачи при поездках к больному вне городов). Имели граждане и право охоты и спорта, кроме разве что поднадзорных. Но и здесь были исключения: ссыльным и поселенцам иметь оружие разрешалось (вспомните Ульянова-Ленина, охотившегося в Шушенском).

Мировая война и последующие годы принесли в дома граждан оружие, в первую очередь винтовки и карабины (в случае нужды они становились обрезами), и слабая еще советская власть в декабре 1918 года спохватилась: Декрет "о сдаче оружия" лишил всех права владения нарезным оружием. В 1920-м была впервые установлена уголовная ответственность за хранение оружия без законного права, даже если хранивший не имел преступных целей. Уже в середине 20-х законодательство стало развиваться в направлении ужесточения правил каких-либо операций с оружием.

Великая Отечественная война вновь вернула мужчин к естественному состоянию - оружие (особенно трофейное) незаконно хранилось почти повсеместно. В 1949 году частным мастерам было запрещено заниматься починкой и ремонтом всех его видов, в 1953-м вышло послабление - разрешили приобретать свободно охотничьи ружья, но в середине 60-х спохватились и вернули процедуру предъявления охотбилетов. Так и пошло: оружие было сложно приобрести официально и проще простого - нелегально (знакомый автора вспоминал, что еще в 70-х на Украине было несложно приобрести немецкий пистолет-пулемет МР-40 и ведро патронов к нему за половину средней зарплаты). Та же ситуация сохраняется и в настоящее время - разрешительная система покупки газового, гладкоствольного (тем более разрешенных видов нарезного) оружия не в состоянии оградить законопослушного гражданина от столкновения с массой нелегального боевого оружия, оказавшегося в руках преступников.

У вас лишнего танка не найдется?

В США нет единого федерального законодательства об оружии. Это, скорее, сложная система, состоящая из 2,5 тысячи законов, указов, распоряжений и запретов властей штатов, графств, муниципалитетов. Самые легкие законы - в штате Вермонт (там можно владеть бронетанковой и авиационной техникой с установленным бортовым вооружением), самые оригинальные - в Калифорнии, там до сих пор запрещено скрытое ношение оружия, его демонстрация считается хорошим "отрезвляющим" фактором. Самые сложные правила - в округе Колумбия (столичный), их закон еще менее либерален, чем российское законодательство. В то же время, согласно статистике, округ считается одним из самых криминогенных в стране, в том числе и по преступлениям, совершенным с оружием. Общий уровень преступности в тех штатах, где между гражданами и оружием стоят бюрократы, на 26% выше, чем там, где разрешено скрытое ношение и облегчены процедуры. Убийств в "запретительных" штатах на 58% больше. По опросам Минюста США, проведенным в тюрьмах, 34% осужденных были вспугнуты, ранены или задержаны вооруженными гражданами, 40% отказались от планов преступления, когда узнали, что предполагаемая жертва вооружена.

В Австралии схожая картина: в штатах жестких запретов уровень преступности выше, чем в тех, где мягкое оружейное законодательство.

В Австрии органы МВД выдают (после проверки благонадежности) разрешение на покупку пистолета, револьвера, многозарядные и самозарядные ружья. Необходимо обосновать свое желание купить оружие для самообороны.

В Англии разрешены только малокалиберные спортивные пистолеты и револьверы. Между тем исследования Кембриджского университета показали, что запретительные меры не оказывают существенного влияния на падение уровня преступности - криминалитет все равно достает оружие тех видов и в тех количествах, которые нужны. После этих ограничений, введенных пару лет назад, число преступлений с применением оружия выросло на 40%.

В Израиле весьма либеральное законодательство: там не столько нужно защищать свою личность и имущество, сколько давать адекватный ответ "соседям". Поэтому там предпочитают не пистолеты и револьверы гражданского назначения (как в Европе), а армейские образцы - с магазинами увеличенной емкости и сделанные под более мощный патрон. Можно приобрести и армейское автоматическое оружие - после получения разрешения и окончания коротких курсов обращения с оружием.

В Канаде запрещены все армейские образцы. Гражданское оружие должно пройти полицейскую регистрацию и сертификацию. В 70-80-х годах там было очень жесткое запретительное законодательство. В это же время рост преступности составил 45%.

В Швейцарии разрешено практически все. Гражданам вменяется в обязанность защищать общественный порядок с оружием в руках. Включая снайперское и автоматическое оружие. Самый низкий в мире процент преступлений, совершенных с применением оружия.

В Японии, наоборот, граждане не могут иметь оружия для таких "незначительных целей", как самооборона или коллекционирование.

Общим в западной системе запретов является не столько запрещение конкретных типов и видов оружия, сколько запрет использования штатных армейских боеприпасов и специальных патронов к нему. Промышленность в состоянии насытить рынок патронами, делающими из "штурмового оружия" "оружие самообороны".

Что у нас меньше 300 Дж

Все, что имеет патрон с дульной энергией менее 300 Дж, считается в среде профессионалов (и любителей, зачастую не уступающих прошедшим армейскую школу) "дамским оружием". Это дамское оружие российским законодательством отнесено к служебному оружию. К нему относятся револьвер Р-92 (Тульского или Ижевского завода) калибра 9,2x17, пистолет ИЖ-71 под тот же калибр и патрон, пистолет "Марго" (укороченный вариант "Марголина") калибра 5,6LR. Все эти модели и их модификации активно используются сотрудниками многочисленных охранных агентств.

Благодаря тому, что патрон для этих стволов выпускается с безоболочечной мягкой свинцовой пулей, его эффективность для самообороны признается специалистами высокой. Такая пуля легко деформируется при попадании в любую преграду. Ее может разорвать на куски, отвести в сторону - поведение внутри тела непредсказуемо. Более опасным для окружающих в случае уличного нападения может стать мощное оружие отечественного и западного производства с малой останавливающей способностью: при пользовании им нужно не пробить цель насквозь и не попасть в стоящего за ней случайного прохожего.

Разоружая народ, власть таким образом оскорбляет его недоверием, и это говорит о трусости и подозрительности правительства.

Никколо МАКИАВЕЛЛИ

Самая главная причина для граждан владеть оружием и носить его есть, в конечном счете, необходимость защищаться от тирании правительства.

Томас ДЖЕФФЕРСОН

Выпуск N 87 (613) от 15 мая 2003 г. [ N 86 ] [ N 88 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]