[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 70 (608) от 17 апреля 2003 г. [ N 69 ] [ N 71 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Депутат Валерий Останин (фракция "Яблоко") внес на рассмотрение Госдумы проект изменений закона "О прокуратуре". Он предлагает ограничить нахождение на посту прокуроров субъектов федерации пятилетним сроком.
И хотя рассматривать законопроект Останина будут только в мае, мнения уже успели разделиться. "Ввести временные ограничения было бы логично, - считает зампредседателя комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации Михаил Михайловский, - поскольку такие ограничения сейчас имеют и генеральный прокурор, и судьи. К тому же президент недавно говорил о том, что во власти должна быть ротация". В Генпрокуратуре считают иначе. "Этот законопроект - очередная попытка повлиять на независимость прокуратуры", - заявил ГАЗЕТЕ начальник управления информации Генпрокуратуры Леонид Трошин.
'Жестко вертикальный орган'
Законопроект, внесенный Останиным, касается изменений только 13-й статьи закона "О прокуратуре", регламентирующей назначение прокуроров на должность и основания освобождения от должности. В редакции Останина статья выглядит так:
"1. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность сроком на пять лет генеральным прокурором России по согласованию с органами государственной власти субъектов федерации". Этот же порядок распространяется и на прокуроров городов, районов и глав спецпрокуратур.
В среду законопроект рассматривал комитет по правовым и судебным вопросам Совета Федерации. Однако однозначного одобрения сенаторов не получил.
"Голоса разделились, - рассказал ГАЗЕТЕ Михаил Михайловский, - те, кто голосовал против законопроекта или воздержался, объясняли это помимо прочего тем, что нужно дождаться нового закона "О прокуратуре", который сейчас готовит Генпрокуратура. Те же, кто был "за", в том числе и я, полагают, что это изменение нужно вносить уже сейчас. Тем более что еще неизвестно, будет ли там прописана эта норма".
По словам Михайловского, те, кто предлагал поддержать проект Останина, считают его проект логичным потому, что именно пятилетним сроком ограничено пребывание на посту Генерального прокурора России. "Прокуратура - орган жестко вертикальный, - говорит Михайловский, - очевидно, что лучше иметь у себя в подчинении людей, которых знаешь, которым доверяешь и которых назначаешь сам". Также имеют ограничения и председатели судов (четыре года). Кроме того, Михайловский напомнил о недавнем заявлении Путина о необходимости ротации во властных структурах.
Зато в Генеральной прокуратуре считают такую ротацию покушением на прокурорскую независимость.
Защита от мыльных пузырей
"Такая практика уже существовала, - рассказал ГАЗЕТЕ начальник центра общественных связей Генпрокуратуры Леонид Трошин. - В 1999 году от нее отказались, чтобы добиться независимости руководителей прокуратур от органов местной власти. Если прокуроров опять будут назначать на пятилетний срок, то каждый вновь назначенный или будет зависеть от властей, или будет им неугоден. Поэтому мы считаем этот законопроект очередной попыткой повлиять на независимость прокуратуры".
Между тем, сторонники проекта считают, что согласование никак не скажется на решениях о назначении того или иного кандидата на пост прокурора. "Конечно, согласно Конституции, назначение прокурора должно согласовываться с местной властью, - считает Михайловский. - Но ведь и сами органы местных властей избираемы на ограниченный срок - четыре года. Кроме того, существует постановление Конституционного суда, согласно которому согласование носит исключительно процедурный характер и последнее слово все равно остается за назначающим".
Речь идет о решении КС от 28 октября 2000 года по делу о проверке конституционности некоторых статей закона 'О федеральных органах налоговой полиции'. Подтверждая право участия органов власти субъектов РФ в назначении на должность руководителей территориальных органов налоговой полиции, КС указал, что "принятие решения по этому вопросу в конечном счете остается за самой Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, так как иное могло бы препятствовать формированию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации". К слову, в дальнейшем КС не раз указывал в своих решениях, что "данная правовая позиция в равной мере относится к назначению на должность руководителей территориальных органов любых федеральных органов исполнительной власти".
"Я считаю довод Генпрокуратуры несостоятельным, - говорит автор поправки Валерий Останин. - В конце концов, если нужно обеспечить независимость прокуроров, то можно убрать требование согласования как таковое. Зато неустановление ограничения сроков элементарно приводит к коррупции. Вот алтайский прокурор уже 12 лет на своем посту. За это время все дела о коррупции в республике лопнули как мыльные пузыри. Поэтому введение ограничений просто необходимо. Другое дело если прокурор отбыл свой срок, но успел достойно зарекомендовать себя на посту, то пусть пройдет аттестацию и всю процедуру назначения по новой и занимает пост прокурора еще пять лет".
Выпуск N 70 (608) от 17 апреля 2003 г. [ N 69 ] [ N 71 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]