[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Недавно начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин подписал приказ, который в общем-то повторяет приказ министра внутренних дел России N 329 от 1998 года. Суть приказа, затрагивающего и автомобилистов, и пешеходов, которых терроризируют уличные патрули, -- введение ограничений на проверку документов.
Начальник ГУВД подчеркнул в своем приказе, что просто так остановить гражданина и попросить документы нельзя. Он сделал акцент на норму в законе "О милиции": проверять документы по подозрению в совершении уголовного преступления или административного правонарушения. А недавно лично убедился, что телефон 02 стал работать по-новому. Когда я позвонил с жалобой на сотрудника ГАИ, у меня спросили фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон, место, где я нахожусь в данный момент, и только после этого переключили на управление ГАИ города. Это значит, что все жалобы на сотрудников милиции обобщаются, систематизируются и потом уже принимаются меры. Чувствуется, что работа в этом направлении идет.
Но злоупотребление правами граждан и попытки их нарушить существуют во всех странах мира, в нашей -- не исключение. Остаются недобросовестные работники милиции, продолжающие злоупотреблять своими правами. К сожалению, они пользуются лазейкой в законодательстве. Умный сотрудник милиции обоснует свое требование предъявить документы одним из двух аргументов. Он либо скажет, что появилась ориентировка разыскивать человека, приметы которого совпадают с вашими, либо заявит, что подозревает вас в административном правонарушении -- проживании без регистрации.
Ни один закон не обязывает носить с собой не только паспорт, но и вообще какой-либо документ. Но с точки зрения логики советую носить с собой даже не один документ, а несколько. Приведу простой пример. К гражданину подходит милиционер и просит предъявить документы. Если с паспортом все в порядке, его просто отпустят. Если паспорта с собой нет, предстоит дорога в отделение. Административный кодекс гласит, что задержание подозреваемого в административном правонарушении может длиться до трех часов. Это значит, что любого могут посадить в клетку, находящуюся в отделении милиции. Это не камера предварительного заключения, не изолятор -- просто кусок холла отделения милиции, отгороженный решеткой. Но это очень малоприятный опыт, мало кому захочется провести три часа за решеткой. Милиция этим пользуется и собирает на этом взятки. Вывод: гражданин не обязан носить паспорт, но во избежание неприятностей лучше постоянно иметь его при себе.
Депутат Баранников идет по пути соблюдения Уголовно-процессуального кодекса. Основанием для возбуждения уголовного дела являются признаки преступления: выстрелил, взорвал, украл. То есть не подозрение, а конкретные признаки преступления. Например, человек перебежал улицу в неположенном месте, сквернословил или даже просто бросил окурок мимо урны.
Конечно, это прогрессивный подход, но реализуется ли он? Дума завалена законопроектами. Хватит ли у нее времени на этот закон -- вопрос думских интриг.
Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]