[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Об авторе - Анатолий Куликов, председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума, генерал армии, депутат Госдумы
Речь идет не о конкретной статье закона, дающей право работнику милиции останавливать человека, проверять документы, а иногда и проводить его досмотр.
То, что мы сегодня наблюдаем, это некая плата за демократию, которую мы имеем. Можно отменить какой угодно закон или либерализовать его до такой степени, что сведется к абсурду любая норма.
Но в условиях сохраняющейся опасности террористических актов правильнее будет находить истину в исполнении законов. Стоит подумать о том, как наполнить милицейские ряды добросовестными людьми, которые были бы грамотными, не хамили прохожим и вызывали уважение у населения. В этой связи я чаще всего вспоминаю английских полицейских. Из всех полицейских западных стран английские, по моему мнению, отличаются самым высоким уровнем профессионализма. Они неподкупны, очень внимательны к людям и пользуются большим уважением. Это вызвано, во-первых, достойной жизнью не только самих полицейских, но и подавляющего большинства англичан. Во-вторых, правильным отбором, тщательной подготовкой, кадровой политикой, обучением и так далее. Я мечтаю, чтобы наши милиционеры были такими же.
К сожалению, мы часто принимаем на службу человека, который просто заявил, что хочет работать в милиции. При этом мы не можем дать ему социальные гарантии, защиту и высокую зарплату. И это обходится государству очень дорого. Чтобы прокормить семью, милиционеры вынуждены искать дополнительные заработки. Почти каждый сотрудник подрабатывает на стороне. Кто-то в частных охранных структурах, кто-то извозом, но это еще лучший вариант. А те, кто имеет доступ к уголовным делам, лицензиям, квотам, льготам и т.д. используют свои возможности заработать. Около трех миллиардов долларов в год зарабатывается сотрудниками милиции на стороне. Это же двадцатая часть государственного бюджета России!
Что касается спецопераций, например, знаменитой "Вихрь-антитеррор", могу сказать, что я сам был инициатором их проведения в бытность министром внутренних дел. Результат есть. Нельзя сказать, что они полностью в состоянии предотвратить все террористические акты или особо опасные преступления, но значительная часть предотвращенных преступлений и изъятого оружия приходится на период проведения этих операций.
Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург дают около 60 процентов всей российской преступности. Поэтому сосредоточение усилий в этих городах, в частности в Москве, совершенно оправдано. В целом московская милиция умеет работать. Так что я не сторонник того, чтобы лишать милиционеров полномочий принимать меры по дополнительной проверке.
После 11 сентября я давал одному известному американскому изданию интервью, где очень подробно рассказывал о московском опыте контроля за транспортом и людьми. Когда в сентябре прошлого года был в США, убедился, что они переняли наш опыт. Выбирая между демократией и безопасностью, я бы отдал предпочтение безопасности. На самом деле не так и трудно показать свои документы милиционеру для проверки -- мы же предъявляем водительские права. Хотя иногда не можем понять, почему нас остановили. Один мой сослуживец провел эксперимент. Когда его останавливали без видимых оснований, он просил у милиционера предъявить удостоверение. Как правило, ему сразу возвращали права.
Услышав это, я решил обязать всех сотрудников патрульно-постовой службы и ГАИ носить нагрудную табличку с именем и фамилией, даже подписал соответствующий приказ. Но меня освободили от должности, и приказ не был воплощен в жизнь. Он был невыгоден многим, в том числе и в МВД. Лично я полагаю, что такая табличка значительно дисциплинировала бы работников милиции. Уверен и в том, что, если бы взятку у вас вымогал милиционер, имя которого написано на нагрудной табличке, вы сообщили бы об этом, пусть даже анонимно. Накопленная информация на конкретного сотрудника милиции явилась бы основанием для того, чтобы им занялось управление собственной безопасности. Привлекли бы к уголовной ответственности или уволили.
Это и есть мера воспитательного характера: подбор кадров, их воспитание, подготовка, изучение. Существуют структуры, которые должны этим заниматься, но, чтобы был эффект, нужны жесткие требования со стороны руководства страны. Отсутствие спроса порождает безответственность.
Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]