Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Милиция занимается мелочевкой

Александр Баранников
Время МН, N 58

Об авторе - Александр Баранников, член комитета Госдумы по законодательству, заместитель руководителя фракции СПС

Когда милиционер останавливает прохожих и просит предъявить документы, он руководствуется двумя нормами.

Во-первых, это статья 11 закона "О милиции", где сказано, что сотрудник милиции имеет право проверять документы у граждан, если у него есть достаточные основания подозревать их в совершении преступлений и административных правонарушений. И, во-вторых, статья 19.15 Административного кодекса, где написано, что административным правонарушением является пребывание или проживание гражданина без паспорта или с нарушением правил регистрации.

Таким образом, каждый прохожий, оказавшийся на улице без паспорта, является потенциальным правонарушителем. Это дает основание милиционеру остановить его, проверить документы и в случае их отсутствия отправить гражданина в отделение милиции, где после трехчасового выяснения личности его, скорее всего, придется отпустить. В качестве альтернативы следует традиционная жалоба милиционера на тяжелую жизнь, и многие граждане, не желающие проводить 3 часа за решеткой, предпочитают решать вопрос на месте. Взятка составляет от 50 до 500 рублей в зависимости от настроения и количества милиционеров в патруле.

Я предпринимал неоднократные попытки разобраться в этой ситуации и решить проблему с помощью приказов, путем разъяснительной работы с милиционерами, много раз ставил этот вопрос на встречах с руководством МВД. Ответ всегда был один: в стране очень тяжелая криминогенная ситуация, а эта норма позволяет милиции бороться с преступностью.

Действительно, мы регулярно слышим, как после очередного громкого преступления в Москве объявляется план "Перехват", но ни разу не слышали, чтобы он дал результаты. Полагаю, это происходит потому, что наши милиционеры вместо плана "Перехват" занимаются поиском людей, с помощью которых можно повысить свое благосостояние.

Чтобы решить проблему кардинально, я внес в Думу два законопроекта. Первый -- поправка в закон "О милиции". Фразу о подозрении в совершении административного правонарушения предлагается заменить словами: если есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении. Новый Административный кодекс, вступивший в силу в июле прошлого года, вообще не подразумевает такого института, как подозреваемый в совершении административного правонарушения. Меры принимаются только если есть повод к возбуждению дела. А поводом является заявление о том, что гражданин совершил административное правонарушение, либо обнаружение непосредственного факта правонарушения.

Идет гражданин пьяный или распивает на улице спиртные напитки крепостью свыше 12 градусов -- это административное правонарушение. Сотрудник милиции его останавливает, и дальше все идет по схеме: проверяет документы и привлекает к ответственности. Но если гражданин идет по улице и не нарушает никаких правил, то никакого повода возбуждать против него производство по административному делу нет. Если милиционеру кажется, что загар гражданина позволяет говорить о том, что он не москвич или у понравившейся девушки нет сумочки, а значит, наверняка нет с собой паспорта, это еще не повод для задержания.

Второй законопроект -- поправка в Административный кодекс, предлагающая исключить порочную практику наказания человека, не взявшего с собой паспорт. Штрафовать нужно за нарушение правил регистрационного учета. Есть участковый милиционер, который должен обходить свою территорию, спрашивать у соседей, не появились ли новые жильцы, и если появились -- постучаться к ним в квартиру, узнать, зарегистрировались ли они по этому адресу. Если нет -- применить к ним соответствующее наказание и принять меры чтобы они зарегистрировались. Но никак не на улице проверять соблюдение паспортного режима. Ни один российский закон не обязывает гражданина носить с собой паспорт или другой документ, удостоверяющий его личность.

Но чтобы переломить ситуацию, нужна еще и политическая воля руководства МВД. Пока я этого не вижу. Сегодня большую часть сил и средств правоохранительные органы тратят либо на мелкие правонарушения, либо на преступления, не представляющие серьезной опасности для общества. У МВД есть ограниченное количество бюджетных средств и ограниченное количество сотрудников. Лучше перераспределить эти усилия так, чтобы бороться с убийствами, грабежами и другими преступлениями против безопасности граждан, чем заниматься мелочевкой.

Нам говорят, что страну захлестнул вал преступности. Но какой преступности? У нас преступлениями считаются мелкие проступки. И за их раскрытие милиция получает баллы. Характерный пример. За прошлый год, по данным МВД, было зарегистрировано 165 тысяч экономических преступлений. Из них около 90 тысяч -- это статья 200, обман потребителя. Уголовное дело возбуждается, если сумма, на которую был обманут потребитель, превышает 45 рублей. И кому нужны эти уголовные дела, когда в Административном кодексе также есть статья "Обман потребителя"?

Но когда привлекают по Административному кодексу, милиционер отчитывается о раскрытом правонарушении, а не о преступлении. И из 90 тыс. уголовных дел до суда в лучшем случае доходит половина, а то и треть. А на лишение свободы по этой статье за 2001 год осудили 59 человек.

Поэтому до последнего времени я очень скептически относился к перспективе прохождения этой поправки. Многие депутаты осознают, что изменения нужны. Но есть мнение правительства и есть центристские фракции, которые практически никогда не идут против правительства.

Однако после того, как начальник московской милиции Владимир Пронин признал факт беспредела, творящегося на улицах, и попытался решить это в приказном порядке, мы получили дополнительный аргумент. Борьба за этот закон, бесспорно, будет очень ожесточенная. Но налицо попытки отодвинуть на лето рассмотрение этих поправок.

Выпуск N 66 (604) от 11 апреля 2003 г. [ N 65 ] [ N 67 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]