[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Владимир Путин внес в Госдуму свой вариант законопроекта "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
"Газета.Ru" разузнала, чем он отличается от депутатского и каковы перспективы его одобрения.
Сегодня в Госдуму поступил президентский вариант законопроекта "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Это десятый по счету законопроект по защите свидетелей. Предыдущие депутатские версии (над ними работали с 1994 года) президент и правительство забраковывали из-за непроработки и отсутствия денег на их финансирование. По подсчетам законодателей, на реализацию закона по защите свидетелей нужно около 3 млрд руб ежегодно. Ведь, по данным ВНИИ МВД, в России в среднем 10 млн свидетелей в год по уголовным делам. Из них 10-20 тыс. свидетелям угрожают расправами.
"Поскольку речь идет о жизни и здоровье людей, о правосудии, в конце концов, об общественной государственной безопасности, я считаю эти высокие затраты оправданными, -- сообщил член комитета по законодательству Госдумы Виктор Похмелкин. -- Дешевая юстиция всегда неэффективна. Она проигрывает криминалу".
При этом депутатские законопроекты предусматривали, в частности, следующие меры защиты свидетелей: личная охрана, переселение свидетелей и их близких на другое место жительства, изменение внешности с помощью пластической операции и замена личных документов, объявление защищаемого лица безвестно отсутствующим или признание его умершим, страхование жизни свидетелей. За защитой могли обратиться любые свидетели (как следователи и судьи, которым угрожают, так и обычные граждане). Для этого нужно лишь подать заявление в милицию (кстати, в управлении по борьбе с организованной преступностью ГУВД Москвы действует отдел по защите свидетелей и других участников уголовного процесса), по которому принимаются безотлагательные меры или в течении 72 часов проверяют реальность угроз заявителю (бывали случаи, когда с помощью таких заявлений предприниматели просто хотели припугнуть друг друга).
Между тем у депутатов и президента, судя по нынешнему законопроекту, взгляды на защиту свидетелей все-таки различаются.
Во-первых, президент считает, что защищать нужно только участников уголовного процесса.
Депутаты же настаивали на защите граждан, содействующих уголовному судопроизводству, -- агентов, сотрудничающих с правоохранительными органами, понятых, лиц, способствовавших задержанию, сообщивших в правоохранительные органы о готовящемся или совершенном преступлении.
Во-вторых, президент в своем законопроекте не признает свидетелей безвестно отсутствующими и умершими.
Он выступает лишь за смену свидетелям биографии, документов и места жительства. Депутаты с этим не соглашались. Как рассказала "Газете.Ru" советник аппарата комитета безопасности Госдумы Марина Давыдова, в случае, если менять человеку и его семье документы и не признавать этих людей умершими, будут существовать "непонятные клоны людей-двойников".
С некоторыми требованиями депутатов президент все-таки согласился. Во-первых, раньше президентская администрация считала, что свидетелям, нуждающимся в защите, нужно выдавать оружие. Депутаты же настаивали лишь на выдаче средств защиты типа газового баллончика. "Если человек умеет управляться с оружием, то оно у него и так будет, скажем, в силу служебного положения, -- говорит Давыдова. -- Если же не умеет, то зачем ему оружие, тем более когда человек находится в нервном напряжении".
В этом президент согласился с депутатами и оставил свидетелей, которым требуется защита, безоружными.
Кроме того, президент согласился с мнением депутатов и прописал в законопроекте перечень лиц, подлежащих защите (президентская администрация считала, что перечень не нужен, поскольку он не может быть исчерпывающим).
"Самым же главным недостатком предыдущих законопроектов было то, что наряду с обоснованными методами защиты в них предлагалось ограничить права обвиняемого путем анонимного допроса свидетеля в суде, когда ни подсудимый, ни его адвокат не знают, кто свидетельствует против них, -- объяснил "Газете.Ru" депутат Похмелкин. -- Это ограничивало права подсудимого на защиту, и этот момент из президентского законопроекта, скорее всего, уже убран".
То, что этого момента нет в президентском варианте, "Газете.Ru" подтвердила Марина Давыдова. Она сказала, что этот момент относится к уголовно-процессуальным нормам, которые президент и вовсе убрал из законопроекта. "По моим прогнозам, -- сказал Виктор Похмелкин, -- в первом чтении президентский законопроект может быть принят уже в апреле. Он должен легко пройти в Госдуме. Поскольку проект внесен президентом, думаю, правительство не посмеет выступить его оппонентом с финансовой точки зрения". При этом, как сообщают источники в Госдуме, комитет по безопасности уже рассматривает возможность отказаться от своего варианта законопроекта в пользу президентского. Таким образом, депутаты намерены поддержать президентский вариант законопроекта, поскольку без закона о защите свидетелей "нельзя всерьез бороться с оргпреступностью".
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]