[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Недавно президент внес на рассмотрение Госдумы поправки к Уголовному кодексу, направленные на либерализацию уголовного законодательства.
Проект закона, разработанного рабочей группой во главе с заместителем руководителя администрации президента Дмитрием Козаком, снижает, а в некоторых случаях вовсе исключает уголовное наказание за так называемые незначительные преступления. Первый блок поправок направлен на снижение наказания за преступления экономического характера. Второй блок смягчает наказания для несовершеннолетних преступников.
О необходимости реформ в сфере уголовного законодательства говорили уже давно, причем не только правозащитники. По статистике, Россия занимает второе место в мире по численности лиц, содержащихся в местах лишения свободы. По данным Минюста, сейчас в тюрьмах и исправительных учреждениях России отбывают наказание порядка 750 тыс. человек. Из них более 15% отбывают наказание за незначительные преступления. Интересно, что по сравнению с дореволюционной Россией численность заключенных возросла почти в 10 раз, в то время как в Европе этот уровень остался прежним. Таким образом, несмотря на бытующее мнение - чем строже наказание, тем успешнее можно бороться с преступниками, - меньше их не становится.
Специалисты в области уголовного права говорят, что никакой зависимости между строгостью наказания и уровнем преступности не существует. Гораздо большее значение с точки зрения уголовного права для предупреждения преступлений имеет принцип неотвратимости наказания. То есть раскрытие каждого преступления и привлечение преступника к ответственности, независимо от того, какого рода это ответственность - штраф или лишение свободы. Это один из базовых принципов уголовно-правовой науки.
В президентском законопроекте идет речь только о незначительных преступлениях. В соответствии с УК, таковыми являются те преступления, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 2-х лет, и совершение которых не влечет необходимости изоляции гражданина от общества. Поправки предлагают, в частности, исключить из Уголовного кодекса ст. 182 "Заведомо ложная реклама" и ст. 200 "Обман потребителей". По словам Дмитрия Козака, ответственность за эти деяния в виде штрафа уже предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Однако если обман потребителей будет совершен в крупном размере, а именно, превысит 500 рублей, то такое деяние будет квалифицировано по ст. 159 УК, предусматривающей ответственность за мошенничество.
По словам главного юридического советника Института национального проекта "Общественный договор" Дианы Сорк, внесенные президентом поправки - это хорошая тенденция, знак того, что государство перестает давить на экономику уголовным законодательством. "Эти и другие законы, в частности, о дебюрократизации экономики, должны действовать только в комплексе. Потому что никакой, пусть даже самый хороший экономический закон не поможет предпринимателю отстоять свои права, если для него сохраняется опасность "загреметь" в тюрьму, доказывая свою правоту". С другой стороны, штрафы в виде наказания за экономические преступления выгоднее и самому государству, а уж если предприниматель отказывается платить штраф, то тогда к нему могут быть применены и другие меры принудительного характера, в том числе и лишение свободы.
В рамках общей концепции законопроекта предлагается снижать максимальные санкции за преступления, совершенные по неосторожности. Значительной корректировке подверглись и статьи, в которых говорится о таком виде наказания, как исправительные работы. До настоящего времени выбор у судов при назначении наказания был не велик, поскольку обязательные работы и ограничение свободы как вид наказания, предусмотренный УК, до сих пор не введены в действие. В связи с этим предлагается расширить возможность назначения исправительных работ не только по месту работы осужденного, но и в местах, которые будут определяться органами местного самоуправления по согласованию с органами, в чью компетенцию входит исполнение наказания.
Блок поправок, нацеленных на несовершеннолетних преступников, значительно либерализует систему наказаний для этой группы лиц. Поскольку, по словам Козака, "лишение свободы зачастую не исправляет, а лишь ожесточает" малолетних преступников, законопроект предлагает предусмотреть для них возрастную дифференциацию (14-16 лет, 17-18 лет), с учетом которой максимальные сроки лишения свободы будут составлять соответственно шесть и десять лет независимо от максимальной санкции, предусмотренной Уголовного кодекса.
Существенным изменениям подверглись и другие статьи УК. В частности, в редакции статей, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотиков, введены критерии, которые позволят определять крупный и особо крупный размер наркотических средств. Предлагается усилить ответственность за их сбыт, в особенности несовершеннолетним. Все это, следуя общей государственной политике в сфере борьбы с наркоманией, позволит ужесточить борьбу с распространителями наркотиков, а с другой стороны, напротив, даст возможность избрать более мягкие меры ответственности в отношении больных наркоманией. Таким образом, по замыслу разработчиков проекта, тюрьмы будут избавлены от тех, кто болен и не является преступником.
Президентские поправки предусматривают также изменение определения рецидивной преступности и порядок вынесения приговоров путем поглощения большим сроком...
Правозащитники говорят, что в случае принятия законопроекта количество заключенных сократится более, чем на 30%, что в значительной степени поможет решить проблему переполненности тюрем. Конечно, сам по себе уровень преступности от этого ниже не станет. Однако, по словам Дмитрия Козака, рабочая группа и не ставила перед собой такой цели. Такая задача может быть решена только путем комплексных мер и, прежде всего, улучшением социально-экономического положения страны. Поправки решают другую проблему - адекватности назначаемого наказания совершенному преступлению. И в этом смысле, безусловно, они носят прогрессивный характер.
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]