Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Говори - не бойся

Антон Клюев
Известия, N 48

В среду Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы проект федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

Это не первая попытка законодательно оградить свидетелей от давления и угрозы жизни. Практически одноименные законопроекты попадали на стол главы государства с 1994 года. По мнению думских экспертов, наконец появились реальные шансы на его принятие. В случае успеха закон может вступить в действие уже с 2004 года.

О программе защиты свидетелей мы немало знаем из американских блокбастеров. Вспомнить хотя бы "Стиратель", где супермен Шварценеггер "стирает" из прошлого и настоящего все следы людей, находящихся под охраной Программы защиты свидетелей. В России об этом пока не снимают фильмов.

- Программа защиты свидетелей нужна как воздух, - считает адвокат Сергей Беляк. - Но для того, чтобы она заработала, нужны большие деньги. Сегодня государству очень сложно конкурировать с кошельками бандитов. Вот и получается, что человек, который "много знает", оказывается перед выбором: или получить энную сумму от "братков" за свое молчание, или проявить свою гражданскую позицию и самому стать жертвой криминала.

Конечно, люди боятся. Только по официальной статистике, ежегодно в России из 10 миллионов свидетелей 2,5 миллиона меняют показания в ходе судебного процесса. Решить эту проблему наши законодатели пытаются еще с 1994 года, когда готовый проект впервые лег на стол президенту. Закон не прошел. Главная причина заключалась в отсутствии денег. Еще бы: расчеты МВД тянули на 5 миллиардов рублей в год. Пару лет назад сумму уменьшили более чем на миллиард. Все равно много. Сегодня говорят уже о трех миллиардах.

- Мы начали готовить этот законопроект еще в начале 90-х, - рассказал "Известиям" член рабочей группы по разработке "президентского" законопроекта, ведущий научный сотрудник НИИ Генпрокуратуры РФ Леонид Брусницын. - Представляли его на рассмотрение президенту, но тот каждый раз по тем или иным причинам его не подписывал. Последний раз, в 1997 году, уже принятый парламентом закон, который был дан Ельцину на окончательную подпись, содержал, в частности, такую меру безопасности, как участие граждан в судебном процессе под псевдонимом. В то время в России еще мало было известно о том, как эта мера рассматривается международным сообществом, Советом Европы, поэтому были сомнения у президента, стоит ли принимать эту норму. Сегодня эта мера предусмотрена уже в УПК и не вошла в наш вариант законопроекта. После президентского вето произошел спад законотворчества по этому вопросу. Мы взяли паузу и только в начале 2002 года вновь активно возобновили работу.

Кроме "президентского", есть и альтернативный вариант законопроекта, с прошлого года находящийся на рассмотрении Думы.

- Под "президентский" проект подпадают только участники уголовного процесса, в думском варианте включены все лица, которые содействуют раскрытию преступления, - сообщил "Известиям" один из разработчиков думского законопроекта "О защите свидетелей", зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков. - Дальнейшее развитие событий может пойти по двум путям. Первый - Госдума рассмотрит оба варианта и большинством голосов определит лучший. Второй - будет объединение двух законопроектов с учетом всех плюсов и минусов каждого. Вероятнее всего в первом чтении законопроект мы рассмотрим уже в апреле, и при благоприятном исходе он должен вступить в силу с 2004 года.

Какой бы из этих законов ни был принят, государство будет обязано не только предоставить важному свидетелю охрану, но и по необходимости изменить ему внешность, место жительства, выдать "липовые" документы и даже фиктивно признать защищаемое лицо умершим. Мало кто знает, но в советские времена что-то подобное уже было. В большей мере, конечно, такая практика применялась в КГБ - скажем, в отношении иностранных разведчиков, перешедших на нашу сторону. Такую услугу в очень редких случаях предоставляло и МВД. Например, новое имя, биографию и место жительства получил сын Чикатило, чтобы не отвечать за преступления отца.

Действующие оперативные сотрудники силовых ведомств оценивают внесенный законопроект неоднозначно.

- На бумаге можно прописать все что угодно, но как учесть все нюансы на практике, - рассказал "Известиям" сотрудник Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России. - Взять хотя бы такую ситуацию: свидетель выступил в суде, попал под программу, а суд вышестоящей инстанции отправляет дело на пересмотрение. Как привлечь свидетеля снова, он ведь уже засекречен? Или, скажем, как проверить, есть ли у человека долги? Ему изменили внешность, он живет под другим именем, а потом оказывается, что перед тем как выступить в суде, свидетель набрал на свое прежнее имя массу кредитов.

Справка "Известий": история вопроса

Закон "О защите свидетелей" впервые был принят еще в декабре 1994 г., однако Борис Ельцин вернул его на доработку. Затем Дума приняла вторую его версию, но и она была отклонена Советом федерации. Наконец, в 1997 г. третий вариант сенаторы одобрили, но Ельцин вновь отказался его подписать, в том числе из экономических соображений: он "стоил" 1,4 триллиона тогдашних рублей - $220 млн. Последний раз законопроект, предложенный группой депутатов и сенаторов, был внесен на рассмотрение в Госдуму в ноябре прошлого года. Однако тогда он так и не был рассмотрен.

Как защищают свидетелей на Западе

В странах Запада на защиту свидетелей выделяются огромные средства. Государство выплачивает им компенсации за физический и моральный ущерб. В США действует специальная структура для защиты свидетелей и потерпевших - служба судебных маршалов. Особо важным свидетелям предоставляются личная охрана, новая работа, меняются место жительства, имя и внешность, их могут даже объявить умершими. Все эти меры принимаются в двух случаях: во-первых, если речь идет о показаниях в пользу правительства страны или штата и они касаются организованной преступности или другого серьезного преступления и, во-вторых, если прокурор считает, что есть угроза жизни свидетеля. В каждом штате существует и собственное законодательство по защите свидетелей, которое расширяет список лиц, имеющих право на заботу со стороны государства. Так, в Нью-Йорке действует специальная "горячая линия" для жертв преступлений и свидетелей. По ней можно узнать, где отбывают наказание осужденные преступники, а также сроки их освобождения. Любой клиент этой линии может получить специальный пароль, и тогда компьютерная система свяжется с ним по телефону через 10 минут после освобождения заключенного из тюрьмы. В зале суда свидетель также надежно защищен от возможной агрессии со стороны подсудимого - на последнем надет специальный пояс, на который в случае необходимости посылается мощный электрический заряд.

В Великобритании и Германии нет специального законодательства по защите свидетелей. Их безопасность обеспечивает обычная полиция. Тем не менее эти люди также могут переехать за государственный счет на новое место жительства, изменить фамилию.

Во Франции недавно приняли поправку к законодательству, которая позволяет свидетелю указывать в материалах дела не свой домашний адрес, а адрес ближайшего комиссариата или бригады жандармерии.

Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]