[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Президент РФ Владимир Путин вчера внес в Госдуму свой проект закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".
Конституционный суд в среду подтвердил законность ряда положений Уголовного кодекса, предусматривающих более строгое наказание для рецидивистов, имеющих неснятую или непогашенную судимость. Об этом сообщает Интерфакс. Обратившиеся в КС заявители оспаривали конституционность статей 16, 18, 68, а также некоторые положения статей 105, 111 и 158 УК РФ, касающиеся назначения наказаний при множественности преступлений, а именно - усиление наказания для тех, кто уже был судим. Заявители полагали, что ужесточение наказания при повторном преступлении является неоправданным и несоразмерным усилением уголовной репрессии. Они указывали, что в соответствии со статьей 50 Конституции РФ никто не может быть дважды осужден за одно и то же преступление.
Разобрав доводы заявителей, Конституционный суд пришел к выводу, что оспариваемые статьи УК не допускают повторное осуждение за одно и то же преступление ни путем назначения лицу дополнительного наказания к уже отбытому им за иное преступление, ни путем двойного учета одних и тех же обстоятельств при назначении наказания. Тем самым КС установил, что данные статьи УК не нарушают конституционный принцип равенства всех перед законом и судом.
Однако президентский проект несколько опоздал: на рассмотрение Госдумы уже выдвинут альтернативный проект комитета по безопасности. Согласно распорядку работы Госдумы, президентский проект как опоздавший должен быть возвращен автору.
Идея создания программы защиты свидетелей, а заодно "судей и должностных лиц правоохранительных органов" блуждала еще по коридорам Верховного совета в самом начале 90-х. Однако благополучно легла под сукно в преддверии событий 1991 и 1993 годов. В 1996 году о защите вспомнили, но через Госдуму удалось провести только один из этих двух законопроектов -- "О защите судей". На проект же защиты свидетелей президент Борис Ельцин, как известно, наложил вето. Причиной этого стало якобы отсутствие средств на проведение пластических операций, переселение и охрану людей, попадающих под действие программы.
Вновь к старой идее законодатели вернулись полтора года назад. Тогда президент Путин провел в Кремле закрытое совещание с силовиками, на котором в широком аспекте рассматривались вопросы борьбы с преступностью. На нем была оглашена статистика, из которой следовало, что из 10 млн свидетелей, выступающих в год на судах, фактически более половины наотрез отказываются от своих первоначальных показаний. От 1 до 2 млн, как правило, лжесвидетельствуют или вообще ссылаются на то, что ничего не знают и ничего не видели. На том же совещании выяснилось также, что более 5 тыс. свидетелей и потерпевших, проходящих по громким убийствам, нуждаются в комплексной программе защиты свидетелей. И именно по этой причине, как утверждали силовики, резонансные преступления практически не раскрываются. Сегодня эксперты грубо подсчитали, что теперь бюджетных средств на защиту свидетелей должно хватить. Исходя из этого, президентский проект предлагает ежегодно выделять на их защиту 735 млн руб., а госдумовский-- 817 млн. Но как именно будут расходоваться деньги, пока не прописано.
Инициатором нового проекта федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" выступил комитет по безопасности Госдумы. Проект впервые был внесен для рассмотрения в апреле 2002 года. К работе над ним, по словам одного из его авторов депутата Марины Давыдовой, были привлечены специалисты МВД, ФСБ, Минюста, Генпрокуратуры, Минфина и Минэкономики. Проект комитета по безопасности был разослан для согласования и внесения поправок во все заинтересованные ведомства в самом начале прошлого года. Но, как заявила корреспонденту "Ъ" госпожа Давыдова, "до сих пор никаких заключений с их стороны мы так и не получили". Попридержать госдумовский законопроект, как выяснилось, нужно было для того, чтобы те же самые люди успели разработать альтернативный президентский проект, но уже по инициативе секретаря Совета безопасности РФ Владимира Рушайло. Почему последний решил позаботиться о свидетелях, так и осталось неясно.
Оба проекта закона не сильно отличаются друг от друга. Если президентский вариант предусматривает, например, защиту свидетеля, потерпевшего (а также его законного представителя), частного обвинителя, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, адвокатов, экспертов, переводчиков, понятых, а также осужденных и оправданных, то парламентский вариант расширяет категорию "подзащитных" до агентов и других лиц, "содействующих судопроизводству". Из проекта президента Путина вытекает, что в случае смены ПМЖ оказавшиеся в программе по защите оставляют за собой первоначальное жилье. Комитет же по безопасности предлагает создать "подзащитному" равноценные условия на новом месте жительства, но при этом первоначальное жилье отходит государству. Ну, а решать вопрос о том, кто подпадает под закон о защите, оба варианта дают это право судам, прокуратурам, органам дознания и следователям.
Защита свидетелей и потерпевших - дело в России новое, и пока трудно сказать, согласятся ли "подзащитные" менять свой внешний облик и место жительства в Москве и Санкт-Петербурге на "равноценные" условия, например, на Крайнем Севере.
Вместе с тем с президентским законопроектом вчера возник небольшой конфуз. Дело в том, что парламентский вариант был внесен в регламент рассмотрения 4 марта этого года. То есть на две недели раньше президентского. А исходя из проекта порядка работы Госдумы, опоздавший проект должен вернуться назад к своему автору. Однако, как заверили корреспондента "Ъ" в комитете по безопасности, сегодня на совете думы все равно будут рассмотрены оба законопроекта, один из которых будет считаться альтернативным. Задача же совета Госдумы будет состоять в том, чтобы концептуально решить, какой из двух лучше, чтобы затем на целый год отправить его в правительственные кабинеты на доработку.
Меры, предусмотренные программой защиты свидетелей
Государственная защита предусматривает такие меры безопасности в отношении защищаемого лица, как личная охрана, а также охрана жилища и имущества; выдача специальных средств индивидуальной защиты (они определяются правительством РФ), связи и оповещения; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом; переселение на другое место жительства; замена документов; изменение внешности; изменение места работы (службы) или учебы; временное помещение в безопасное место. Если под программу подпадает заключенный, то его защита сводится лишь к переводу в другой лагерь. А если защищаемый по недосмотру все же погибнет, его близкие родственники могут рассчитывать на единовременное пособие в размере 45 тыс. рублей и пенсию по случаю утери кормильца. А в случае если защищаемый получит телесные повреждения, то по программе госзащиты ему/ей должны выплатить 22,5 тыс. рублей. Ну а порядок подобной выплаты опять-таки определяется правительством. Сроки при этом не оговариваются.
Выпуск N 50 (588) от 20 марта 2003 г. [ N 49 ] [ N 51 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]