Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 46 (584) от 14 марта 2003 г. [ N 45 ] [ N 47 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Системная ломка

Анастасия Нарышкина, Юрий Спирин
Известия, N 44

В четверг стало известно о первых результатах реформы силовых ведомств, которая была провозглашена Владимиром Путиным в начале этой недели.

В связи с выведением из состава МВД службы по борьбе с наркобизнесом на столы руководителей территориальных управлений легли первые рапорты об увольнении. Лучшие специалисты по борьбе с наркобизнесом не желают работать в новой спецслужбе.

Первыми тревогу забили в Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Москвы. Уже на следующий день после опубликования информации о выведении из структуры МВД Государственного комитета по противодействию незаконному обороту наркотиков (ГКПН) на стол руководителей окружных подразделений легли рапорты об уходе. Многие сотрудники, съевшие на оперативной работе не одну собаку, решили порвать с родным ведомством и перейти в уголовный розыск. В условиях некомплекта угро вопрос решался запросто - чуть ли не в течение дня оперативники получали новые должности. Свое нежелание продолжать работу в службе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков "перебежчики" объясняют просто.

- Новое ведомство для нас - что темный омут, в который нас бросают, - заявил "Известиям" один из оперативников московского УБНОНа. - С непрописанными функциями, с темными перспективами и совершенно непонятными условиями службы. Платить больше там наверняка не будут, а в милиции есть и льготы, и перспективы роста. Менять шило на мыло мало кто хочет.

Не вызывает оптимизма у большинства сотрудников госкомитета и предстоящий перевод на материальную базу (а это главным образом служебные помещения) расформированной Федеральной службы налоговой полиции. Дело в том, что у налоговой полиции есть лишь межрегиональные представительства, в то время как подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков есть в каждом отделе внутренних дел. В результате, по расчетам аналитиков ГКПН, после выселения из МВД без крыши над головой окажутся более четверти личного состава (две тысячи из нынешних семи). И это без учета того, что в будущем штат ГКПН планируют увеличить до 40 тысяч сотрудников. Кем планируется комплектовать эти штатные единицы - никому не известно.

ПРИГОВОР БЕЗ ОБЖАЛОВАНИЯ

Современная медицина мало чем может помочь наркоману. За рубежом эпидемия наркомании началась в 60-е годы, к нам она пришла, как и сексуальная революция, на 30 лет позже. Все больше людей в России ставят крест на своей жизни. Многие слишком молоды и вряд ли понимают, что делают.

Наркомания - это в большинстве случаев не диагноз, а приговор. Министр здравоохранения Юрий Шевченко сказал недавно, что вылечить удается только 15-20 процентов наркоманов, и то если те имеют небольшой стаж и их психика не успела получить серьезного урона.

В 1990 году в России диагноз "наркомания" был поставлен 4,6 тыс. человек, "токсикомания" - 1,8 тыс., а в 2001-м их ряды пополнили соответственно 62,8 и 1,7 тыс. новичков. Если в 1990-м в стране было зарегистрирован в общей сложности 28,3 и 6,7 тыс. наркоманов и токсикоманов, то в 2001-м - 317,2 и 12 тыс. человек. Для сравнения скажем, что алкоголизмом и алкогольными психозами страдают, по официальным данным, 2192 тыс. человек. Кстати, существует предположение, что наркомания в России распространяется не так быстро, как могла бы, как раз благодаря пьянству: оно привычнее, дешевле, за него не наказывают.

Казалось бы, при таком порядке цифр наркоманию трудно назвать серьезной проблемой. Но, во-первых, никто не знает, сколько наркоманов в России на самом деле: говорили о нескольких миллионах, но это уже из области догадок. Во-вторых, пугает не само количество, а темпы роста, особенно среди молодого поколения...

Как ни странно, лидируют вовсе не столичные города с их соблазнами и шальными деньгами. Первое место занимает Самарская область (515,6 наркомана на 100 тыс. населения), затем Томская (495 человек) и Кемеровская (442,6) области. Минимальный уровень - в Архангельской области - 11,4. Между собой максимальный и минимальный показатели различаются в 45,4 раза.

Самая уязвимая часть населения - подростки: уровень заболевания наркоманией среди них вдвое выше, чем среди населения в целом (сравним: 84,5 на 100 тыс. подростков и 50,6 на 100 тыс. всего населения), а уровень заболевания токсикоманией - в 8 раз. В 2000 году на учете в наркологических диспансерах стояли 9062 подростка-наркомана (уровень - 121 человек на 100 тыс. подростков). Самый высокий показатель установлен в Иркутской области (604,6 на 100 тыс.).

Выпуск N 46 (584) от 14 марта 2003 г. [ N 45 ] [ N 47 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]