[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В понедельник исполнилось 10 лет с того дня, когда на чрезвычайном съезде Верховного Совета РСФСР было принято постановление о необходимости соблюдения высшими должностными лицами Конституции.
В ту пору, во времена противостояния между президентом Ельциным и тогдашними депутатами, этот призыв не услышали обе стороны. Однако проблема соблюдения Конституции и вообще законов всеми гражданами страны вне зависимости от их должностного или имущественного положения за прошедшее десятилетие никуда не исчезла.
- Это был просто призыв, абсолютно бессмысленный с правовой точки зрения, - заявил "Известиям" председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников, который в 1993 году работал в Верховном Совете экспертом. - Если человек берет, к примеру, взятки, то такое постановление не возымеет на него никакого действия.
Однако ни время, ни юридическая логика депутатов не учат - подобные призывы периодически раздаются и в нынешнем парламенте. Некоторые народные избранники раз за разом предлагают принять какой-то акт, в котором будет записано, что все должны соблюдать законы.
- Такого не бывает, - говорит Крашенинников. - Смысл законодательства в том и заключается, что оно должно исполняться на территории страны всеми ее гражданами. Конечно, такие документы привлекают общественное мнение, но не более того.
То, что действительно имеет значение для превращения России в страну законопослушных граждан, соблюдающих справедливые законы, так это продолжающаяся судебно-правовая реформа. В идеале она должна опровергнуть известные слова Николая Бердяева, который почти век тому назад сокрушался: "Взятка - вот главная конституция нашей жизни".
Поэтому самые главные проблемы в сфере нарушения законов должностными лицами лежат в плоскости экономического законодательства, считают юристы.
- Если человек распределяет госзаказ, то в законодательстве должно быть прописано все-все-все: как он проводит аукцион, кто может подать заявки, а кто не может, как сдавать в аренду недвижимость, распределять бюджет, чтобы самодеятельности чиновника было как можно меньше, - настаивает Крашенинников.
- До тех пор пока этого не произойдет - хотим мы этого или не хотим, посадим мы одного человека в места не столь отдаленные и назначим другого, через два-три года он наверняка начнет заниматься чем-то подобным. Пока милиционеры получают 2500 рублей, никто не переубедит меня в том, что государство не толкает их брать деньги из других источников - мужик ведь должен семью кормить, - уверен депутат.
Из трех направлений реформы: изменение законодательства, увеличение зарплат судей и сотрудников правоохранительных органов и изменение правосознания людей хуже всего дело обстоит именно с последним.
- Для нашей страны достаточно длительное время было характерно нигилистическое отношение к Конституции, как, впрочем, и к правам человека, и к праву в целом, - объясняет судья Конституционного суда Николай Бондарь. - Нельзя не вспомнить слова Карамзина, который утверждал, что "России нужна не Конституция, ей нужны 25 честных губернаторов".
По мнению Бондаря, все разговоры о необходимости изменения Основного закона в зависимости от меняющейся политической ситуации - от лукавого.
- В отличие от прежних советских Конституций нынешний Основной закон характеризует наличие внутренних механизмов своего развития без изменения самого текста, - утверждает судья. - Наряду с функцией судить законы, то есть оценивать их соответствие главному юридическому документу страны, Конституционный суд может толковать его отдельные положения. Принимаемые в этих случаях решения КС обладают повышенной юридической силой, они фактически стоят на одном уровне с юридической силой самой Конституции.
Другой механизм, призванный поставить законодательство на службу гражданам, приняла Госдума. Речь идет о трех новых процессуальных кодексах: Уголовном, Гражданском и Арбитражном. Хотя эти тысячестраничные тексты не являются образцами популярной литературы, их содержание касается всех. Например, теперь невозможно повторение трагедийно-фарсовой ситуации, которая произошла 10 лет назад в Петербурге: за один день одну и ту же квартиру продали более 10 раз. Больше такое не повторится, потому что появился государственный реестр, и право на недвижимость человек получает только в том случае, если в нем появляется соответствующая запись.
- Наконец, очень важно то, что Россия стала членом Совета Европы. У людей, которые прошли все наши судебные процедуры и остались не удовлетворены принятыми решениями, появилась возможность подавать жалобу в Европейский суд по правам человека. С одной стороны, это определенная гарантия защиты прав конкретного гражданина. С другой - и для судей это стимул принимать законные решения, потому что несколько дел Европейский суд уже решил в пользу истцов, - отмечает Крашенинников. И подытоживает, - чтобы человек пошел в суд и подал исковое заявление на конкретного чиновника, а тем более на своего начальника - это по-прежнему очень редкий случай. К счастью, их становится гораздо больше, чем 10 лет назад.
Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]