Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Ну, за закон!

Игорь Сергеев
Московский комсомолец, N 51

Жизнь подкидывает иногда весьма неожиданные сюжеты. Не так давно я оказался административно арестованным (см. "На дне Петровки, 38" в номере "МК" от 12 февраля).

Мотать срок мне пришлось сначала в приемнике-распределителе "Северный", а потом -- на самой Петровке, 38, в изоляторе временного содержания. Там же находились заключенные, проходящие по уголовным делам. Больше всего удивило, что условия пребывания в тюрьме "суточников" оказались значительно хуже, чем у подследственных, проходящих по уголовным делам. Грабители, насильники, вымогатели и убийцы содержатся намного лучше, чем обычные пьяницы и дебоширы.

-- Дело в том, что права административно арестованных (на срок от 1 до 15 суток) сегодня не прописаны ни в одном федеральном законе, -- объяснил ситуацию начальник отдела конституционного и административного права Аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Михайлович ФИЛИППЕНКО. -- Если человека задерживают по подозрению в преступлении (хотя бы на трое суток), то условия его пребывания под арестом четко прописаны в законе. Подозреваемому предоставляют спальное место, выдают постельные принадлежности, выводят на прогулку и т.д. Аналогичного закона, касающегося "суточников", пока не существует. Есть постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста", подписанное Михаилом Касьяновым в октябре 2002 г. Но оно слишком расплывчатое по содержанию. Человек, допустим, получил 10 или 15 суток, а какие у него права и обязанности -- не ясно. Практически все определяется ведомственными инструкциями.

Пока нет закона -- нет и порядка. Когда меня доставили в поселок Северный, то оказалось, что в камере не хватает матрасов. О постельном белье, одеяле и подушке речь даже не шла... Свет не гасили всю ночь, а холодрыга была такая, что приходилось активно заниматься физическими упражнениями, чтобы хоть как-то согреться. На прогулку нас, "суточников", не выводили, качество кормежки можно охарактеризовать одним словом -- помои. В душе, само собой, полотенца не выдавали -- все средства личной гигиены ограничились маленьким кусочком хозяйственного мыла...

Ненамного лучше оказались условия и в ИВС на Петровке. В "хатах", правда, было тепло, но зато заставляли работать по 10--12 часов в сутки: мести снег, колоть лед, таскать мебель. Без выходных и оплаты. По сути -- рабский труд на благо милицейского ведомства. За 8 дней пребывания в главном московском ИВС я отработал более 90 часов -- полумесячная норма. Так заплатите хотя бы по ставке дворника!

Те же зэки, как выяснилось, обязаны бесплатно отработать только 2 (!) часа в месяц, остальной труд -- строго за деньги. И попробуй не выдать им матрасы и одеяла! Засыплют жалобами все инстанции. "Суточники" же фактически находятся в положении безмолвных и бесправных рабов. Это очень выгодно милицейскому начальству: бесплатная рабсила пригодится всегда. Но невыгодно гражданам -- ежегодно административному аресту подвергается несколько сот тысяч (!) человек, и все они попадают в полную зависимость от местного милицейского начальства. Отсюда -- ментовский произвол и вседозволенность.

P.S. Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ готовит обращение в Конституционный суд, чтобы признать постановление правительства, касающееся административно арестованных, неконституционным. Вместо него должен быть принят федеральный закон. Поводом для обращения стало заявление корреспондента "МК", на своей шкуре испытавшего все "прелести" административного ареста.

Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]