Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Третья власть раскидывает ветви

Юрий Колесов
Время новостей, N 42

Верховный суд предлагает создать специальную ветвь юстиции -- административную, которая будет рассматривать споры граждан с чиновниками.

ВС разработал даже Кодекс об административном судопроизводстве (КАС), проект которого может поступить в Госдуму уже этой весной. В случае его принятия на ближайшей сессии хотя бы в первом чтении административные суды в нашей стране могут заработать уже со следующего года.

Напомним, что это уже вторая попытка ВС сформировать новую, подчиняющуюся ему систему судов. Первая же закончилась неудачей. Еще осенью 2000 года Госдума приняла в первом чтении законопроект "О федеральных административных судах в РФ", однако из-за противодействия Высшего арбитражного суда (проект покушался на часть споров, подведомственных "арбитражникам") работу над ним было решено приостановить.

За эти два года высшим судебным инстанциям страны удалось разделить сферы влияния. В результате этого соглашения в КАС появилась норма, согласно которой новые суды будут рассматривать только те споры, разрешение коих каким-либо законом прямо не отнесено к компетенции арбитражных или региональных конституционных (уставных) судов. Но и без того к административным судам перейдет порядка миллиона дел, касающихся разнообразных конфликтов, возникающих на ниве общения гражданина и власти: например, об обжаловании нормативных актов, налоговые споры с участием граждан, конфликты с различными инспекциями, процессы, связанные с деятельностью общественных организаций и, что особенно важно, политических партий. Будут они рассматривать и дела об административных правонарушениях, относящиеся к компетенции судов и не грозящие арестом. Правда, новые суды смогут только отменить принятое чиновником решение и присудить компенсацию морального вреда. За возмещением же материальных убытков гражданам придется обращаться уже в обычный суд. Зато госпошлина будет вноситься только после оглашения решения. И если вердикт будет вынесен в пользу истца, то оплатить "судебные услуги" придется госоргану.

Порядок рассмотрения административных дел обладает рядом отличий. Например, суды смогут оказать помощь гражданину в истребовании документов и формулировании своих требований. А процессы по второй инстанции будут проходить без участия самого заявителя, чьи интересы будет представлять адвокат, в случае необходимости оплаченный государством. К тому же, чтобы избежать перебрасывания дел из суда в суд, вторую инстанцию обязали в случае отмены ранее вынесенного вердикта сразу рассмотреть дело по существу, а не возвращать его, как это обычно происходит сегодня, вниз.

По замыслу ВС, в стране должно появиться 500 межрайонных судов, решения которых могут быть обжалованы в 21 окружном суде. "Их территориальная подсудность не будет совпадать с границами региона, а будет охватывать сразу несколько субъектов федерации, и это позволит вывести судей из-под возможного влияния местных администраций, -- утверждает первый заместитель председателя ВС Владимир Радченко. -- Для административных споров это особенно важно". На создание всей этой системы ВС просит около миллиарда рублей и примерно 200--300 дополнительных ставок судей. Причем руководители Верховного суда считают, что такие аппетиты не вызовут возражений со стороны Минфина и правительства.

Выпуск N 43 (581) от 11 марта 2003 г. [ N 42 ] [ N 44 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]