Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 245 (771) от 26 декабря 2003 г. [ N 244 ] [ N 246 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Паша-мент. Осуждена группа наркоторговцев, возглавляемая старшим лейтенантом внутренней службы. Репортаж из Саратова

Сергей Казовский
Русский курьер, N 180

Строго говоря, называя 29-летнего офицера Павла Астафьева Паша-мент, его подельники несколько ошибались -- он не милиционер, а сотрудник Управления исполнения наказаний (УИН), входящего, как известно, в состав Минюста. Но в этом ли суть?Да нет, конечно, как и не в том, что кличка напоминает нечто до боли знакомое. Вспомнили, наверное: Паша-мерседес, но тут ничего общего, кроме имени. Должности, сами понимаете, не сравнимы -- тот генерал, министр обороны, этот всего лишь старлей. Так что здесь никаких намеков, никаких аналогий.

Областной суд заседал семь месяцев и был закрытым. Причина, видимо, в том, что раскрывались пути и цепочки доставки наркотиков с азиатских просторов в Саратов, а отсюда -- в Москву. Кроме того, говорили в кулуарах суда, настоящий лидер все-таки не Астафьев, а неустановленное лицо, в отношении которого следствие прекращено. Рассказывали, что именно это "лицо" активно уговаривало Пашу искать покупателей героина, уверяя его, что это совершенно безопасно, так как есть надежная "крыша" в правоохранительных органах. Похоже, так оно и было -- "крыша" сколотила компанию, познакомила исполнителей друг с другом, а потом куда-то пропала, не забыв при этом сдать всех с потрохами.

Подробностями процесса ни прокуратура, ни ФСБ с прессой не поделились. Однако кое-что пишущей братии стало известно. Преступная группа состояла из двух основных звеньев. Лом-Али Дадаев из Чечни и Сергей Агарев, электрик из поселка Шиханы, что под Саратовом, известный среди своих под кличкой Святой, обеспечивали приобретение товара. Саратовец Астафьев и азербайджанец Керимов (как видите, полный интернационал) занимались поиском рынка сбыта. Вот одна из типичных схем продвижения героина. Товар поездом доставлялся из Чимкента в Актюбинск. Навстречу выезжали двое, доставлявшие груз в Шиханы -- Святому.

Тот продвигал полученное не сам, предпочитал нанимать водилу, одним из которых подвизался саратовский фермер Курганов. Другим дальнобойщиком был актюбинский шофер по фамилии Базарный, он перевозил товар в воздушном фильтре своей иномарки. Для этих целей использовался также бензобак "девятки" со встроенными в него нишами, каждая из которых вмещала килограммовую пачку. Пирамиду замыкал Астафьев, который на машинах с надписью "Оперативная" и с путевыми листами с красной диагональной полосой отвозил героин в Москву и Московскую область.

Во вспомогательный состав компании входили еще несколько человек, в том числе 27-летняя Голованова, единственная женщина среди осужденных. Как вы, очевидно, догадались, очередными покупателями "дури" стали оперативники. Последним арестовывали Астафьева, и в этом было что-то символичное. Паша-мент закончил Вольское высшее военное училище тыла, служил в армии, потом оказался в УИНе и одновременно занялся предпринимательством. "Бизнес" в нашем понимании и привел его в конце концов за решетку -- 13 лет строгого режима, немалые сроки получили и другие участники преступной группы.

Скажем прямо, история далеко не выдающаяся, и, честно говоря, вовсе не обязательно было уделять ей столько газетной площади, если б не одно обстоятельство. Конец уходящего года по неведомой нам причине стал в Саратове чрезвычайно урожайным на "оборотней в погонах". Несмотря на грозные заявления руководителей ГУВД о непримиримой борьбе с отступниками, едва ли не еженедельно попадаются с поличным стражи порядка. Судите сами. Только на текущей неделе задержан оперуполномоченный Кировского РОВД, требовавший с ни в чем не повинного человека деньги за "решение всех проблем", им же придуманных. Сотрудник новой силовой структуры -- Госнаркоконтроля -- взял в заложницы молодую женщину и пообещал i держать ее в своей машине до тех пор, пока ее сестра, извещенная по мобильному телефону о "задержании", не принесет ему 100 тысяч рублей. Буквально два дня назад прокуратура обезвредила оперуполномоченного Фрунзенского РОВД, который вместе со своими коллегами и непосредственным начальником укрыл от регистрации 14 уголовных дел. Впрочем, последняя информация не вызывает ничего, кроме горькой усмешки. Фрунзенский РОВД, расположенный рядом с рынком, -- известное преступнообразующее подразделение саратовской милиции. Здесь постоянно горят славные наши стражи законности на многочисленных правонарушениях. Находится рассадник милицейских нравов в 200 метрах от руководства ГУВД и службы собственной безопасности, но и это не помогает. Словно бацилла какая засела в стенах РОВД: одних "оборотней" повыгоняют, на их месте другие появляются.

Борис Грызлов, только что сдавший полномочия министра внутренних дел, любит повторять одну и ту же фразу: мы не боимся брать ответственность на себя. Говорить такое не страшно, когда не совсем понятно, о какой именно ответственности идет речь. Вот, скажем, за печальное состояние российской милиции кто берет ответственность на себя? Похоже, никто. Может, все-таки Грызлов? Но он давно в Высшем совете партии "Единая Россия", а теперь и в Госдуме, где, по всей вероятности, по привычке будет отвечать за все. Но когда человек отвечает за все, значит, ни за что конкретно.

Выпуск N 245 (771) от 26 декабря 2003 г. [ N 244 ] [ N 246 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]