[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 241 (767) от 22 декабря 2003 г. [ N 240 ] [ N 242 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Вступили в силу поправки к Уголовному кодексу. И без дыр в законодательстве не обошлось. Более того, появились дыры новые.
Понятно, что с Уголовным кодексом рядовой автолюбитель сталкивается нечасто. И лучше бы не сталкивался вовсе. И тем не менее есть там статьи, напрямую касающиеся тех, кто видит жизнь в большинстве случаев через лобовое стекло или зеркало заднего вида своего автомобиля. Целая 27-я глава посвящена "преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта". Есть в УК и замечательная статья об угонах. С нее и начнем.
Угнал - еще не украл
Не прошло и трех месяцев с тех пор, когда вокруг этой статьи разгорелись ожесточенные споры. Дело в том, что если строго придерживаться кодекса, то угонщик - это человек, который вовсе не хотел похитить у вас автомобиль, а лишь взял его покататься. 166-я статья так и звучит: "неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". И каралось сие нарушение соответственно: арест на срок от трех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до трех лет. В свое время были попытки приравнять "угон" к "краже". Однако не получилось. Угон - отдельно, кража - отдельно. Правда, тяжесть наказания за угон увеличили. За что отдельное спасибо законодателям. Теперь за это преступление грозят штраф до 120 тысяч рублей или срок до пяти лет. По сути угон приравняли к карманной краже. Если воришка вытащил у вас из кармана или сумочки червонец (полтинник, стольник - на выбор), ему тоже "светит" пять лет.
Сбил и забыл
В поправках к кодексу появилась такая фраза: "Статью 265 признать утратившей силу". Казалось бы, что тут такого? Что это за статья такая? А эта статья предусматривала уголовное наказание за оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управлявшим автомобилем и нарушившим правила дорожного движения. То есть теперь сбил человека, уехал - и ничего серьезного тебе не грозит. Нет, конечно, остается статья 12.27, часть вторая Кодекса об административных правонарушениях. В ней предусмотрены за оставление водителем места ДТП, участником которого он является, штраф от 10 до 15 МРОТ (1000-1500 рублей) или лишение права управления транспортным средством на срок от шести до двенадцати месяцев, либо административный арест до 15 суток. Но это все-таки не уголовное, а административное наказание... и что такое год без прав по сравнению с тремя годами за решеткой? К слову, по статистике за девять месяцев этого года более 13 тысяч виновников скрылись с места ДТП, в результате этих аварий погибло 2400 человек, почти 12 тысяч получили ранения. Либеральность Уголовного кодекса налицо. По сути законодатели разрешили беспредел на дорогах.
Можно только догадываться, чем вызван подобный либерализм. Например, легкая авария: один водитель сбил у другого зеркало, не заметил этого и уехал. Бывает. Не преследовать же его за это по Уголовному кодексу? А сколько случаев, когда на дороге сбивают пешеходов, причем не по одному, а партиями, и водитель скрывается с места? Сколько таких случаев появится сейчас? Я как-то раз видел, как военный уазик (благо 4х4) просто переехал через "Волгу" и поехал дальше. И если бы не ближайший патруль, так бы и уехал. А кто водителя остановит? Он почти в танке.
Возможно, что поводом для подобного изменения законодательства стали и другие причины. Например, уход от повторов и отсылочных норм в законах. Ведь есть статья КоАП за это нарушение, зачем еще статья УК. Хотя по мне, так лучше бы из КоАПа ее убрали.
Есть, конечно, еще 125-я статья Уголовного кодекса: "заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии". Но попробуй докажи, что виновный "имел возможность" и более того, что он видел, в каком состоянии находится потерпевший. А посему виновнику, в случае его поимки, грозит лишь наказание в зависимости от тяжести повреждений пострадавшего.
Перелом остался вне закона
Но и тут не все слава Богу. Как известно, вред здоровью делится на легкий, средний и тяжкий. С легким - все понятно. В Кодексе административных правонарушений статья 12.24 предусматривает ответственность за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего в виде штрафа от пяти до восьми МРОТ или лишение права управления т/с на срок от трех до шести месяцев. С тяжким тоже все известно: статья 264 УК - ограничение свободы на срок до пяти лет либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового. До недавнего времени это же наказание грозило и за причинение вреда здоровью средней тяжести. К этой категории относятся переломы конечностей, утрата трудоспособности более чем на одну треть. Поправки в Уголовный кодекс выкинули из 264-й статьи "среднюю тяжесть". В итоге, если в результате ДТП у вас сломана нога, никто за это ответственности не понесет. Ну нет больше в нашем законодательстве такой статьи! То есть за синяк виновник ответит по закону, за инвалидность - тоже, а перелом, легкое сотрясение мозга и прочее теперь не котируются.
Я утрирую, но можно рассмотреть и такую ситуацию. Водитель сбил пешехода и скрылся с места происшествия. Пешеход отделался переломом ноги. Что в этом случае будет грозить водителю? Правильно, административный штраф, возможно, даже лишение права управления до года за оставление места ДТП. И не более того. Перелом не наказуем. Других мер воздействия в законодательстве не осталось. Кстати, новый УК облегчил и наказание за ДТП, повлекшее смерть двух и более человек. Если раньше виновнику грозил срок до десяти лет, то теперь - до семи.
Примечательно, что этот закон имеет обратную силу. То есть, если сейчас по вышеперечисленным статьям заведены дела, их закроют.
Доложи о штрафе
И напоследок. Одновременно с поправками в УК вышел Закон о приведении Уголовно-процессуального кодекса и других законодательных актов в соответствие с новым Уголовным кодексом. Наиболее важная часть для водителей - статья 32.2. Часть четвертая этой статьи сегодня звучит так: "Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в орган, должностному лицу, вынесшим постановление". Проще говоря, инспектор на дороге выписал вам квитанцию о штрафе, например, за превышение скорости. Вы ее оплатили, но на этом ваши мытарства не закончились. Теперь вы должны корешок этой квитанции доставить в тот отдел ДПС, который наложил на вас сие взыскание. В общем, не надо нарушать. Тогда не будет возникать проблем. Эта статья привнесла неотвратимость наказания, отсутствующее ранее. До сих пор 70 процентов штрафов не оплачивалось. Если водитель не предъявил документа об уплате штрафа, у статьи 32.2 есть еще часть пятая: "При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со срока <...> судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа". То есть, если вы не отвезли квитанцию, к вам придет пристав, потребует заплатить штраф плюс оплатить его рабочее время. Более того, вас могут привлечь к административной ответственности и за несвоевременную уплату штрафа.
Новый Уголовный кодекс вступил в силу 16 декабря этого года. Новая Государственная Дума еще не сформирована. Работать она начнет не раньше февраля. Да и там будет хватать более срочных дел. А значит, до новых поправок в УК и КоАП пройдет немало времени. И все это время на дорогах России будет узаконенный беспредел.
Выпуск N 241 (767) от 22 декабря 2003 г. [ N 240 ] [ N 242 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]