[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 241 (767) от 22 декабря 2003 г. [ N 240 ] [ N 242 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Об этом суде не написала ни одна газета, хотя события, ему предшествовавшие, и гремели на всю страну. В минувший вторник волгодонский суд приговорил депутата местной городской Думы Леонида Петрашиса к 2,5 года колонии-поселения.Так безрадостно закончилась борьба депутата против слияния криминала и власти...
Волгодонск -- небольшой ростовский городок -- попадал в центр внимания дважды. И оба раза -- при крайне драматических обстоятельствах.
В 1999-м боевики подорвали здесь жилой многоквартирный дом. А ровно год назад, в декабре 2002-го, эстафету боевиков приняли местные "авторитеты".
Почти одновременно на 60 предприятий города нагрянули спортивного телосложения ребята и объявили, что отныне им надлежит выплачивать ежемесячную дань.
Обращения в милицию результатов не принесли, и тогда отчаявшиеся предприниматели послали открытое письмо президенту.
Они писали, что Волгодонск захвачен криминалом, а фактическим хозяином города является местный "авторитет" Евгений Кудрявцев по кличке Адмирал, ранее судимый за вымогательство.
Приехавшая комиссия из МВД подтвердила большинство фактов. Причина безнаказанности Адмирала была проста: "авторитет" пользовался не только благосклонностью городских властей, но и покровительством начальника ГУВД Ростовской области генерала Шевченко. Собственно, Шевченко и был главным его оружием.
Познакомились они давно: еще когда Шевченко командовал волгодонской милицией. В дальнейшем отношения их окрепли до такой степени, что когда генеральский сын в состоянии наркотического опьянения сбил женщину с десятимесячным ребенком, адвокатом Шевченко-младшего стала жена Адмирала. Несмотря на то что вина милицейского сынка была очевидна (ДТП произошло на пешеходном переходе, женщина получила тяжелейшие повреждения, а ребенок -- погиб), ему удалось выйти сухим из воды.
Буквально за одну ночь пешеходный переход был перенесен на 30 метров, а пострадавшая подверглась усиленной обработке со стороны "адмиральской" бригады.
Неудивительно, что в ответ на письмо президенту подписавшие его предприниматели тут же почувствовали мощное сопротивление властей. Ростовская милиция провела серию обысков в квартирах и офисах жалобщиков. Рефрен был один: нечего выносить сор из избы...
Депутат городской Думы и одновременно председатель волгодонского Союза предпринимателей Леонид Петрашис был мотором этого антикриминального сопротивления.
Это он объехал редакции столичных газет, после чего СМИ запестрели материалами о Чикаго ростовского образца. Это он раскопал материалы похороненных уголовных дел, убедил дать показания милиционеров, знавших о дружбе генерала Шевченко с бандитами.
Мы встречались тогда с Петрашисом. Помню, я еще спросил его: не боится ли он бросать вызов милицейско-бандитской группировке, в конце концов ему в городе жить? Петрашис пожал плечами: чего бояться, за мной-де ничего нет...
Наивный! Был бы человек, а статья найдется.
Впрочем, поначалу все шло очень оптимистично. После долгих мытарств генерала Шевченко уволили из органов: попутно вскрылись и другие его "художества". Однако Петрашису этого не простили.
Вскоре на свет появилось совершенно бредовое уголовное дело. Зампред волгодонской гордумы Татьяна Воронько обвинила Петрашиса в том, что он угрожал ей убийством.
И хотя семь свидетелей единогласно утверждали, что такого разговора не было, следователь упорно не желал этого слушать.
Почему? Может быть, потому, что за всем этим видна уверенная рука Адмирала (депутат Воронько не скрывает своей близости с ним, и они даже вместе числились соучредителями в одной структуре). Или потому, что такую однозначную позицию заняла Генпрокуратура (деньги, известно, решают все), а один из заместителей Устинова даже лично звонил прокурору области и в приказном порядке требовал довести дело до суда.
Итог, наверное, закономерен: на прошлой неделе Леонид Петрашис был осужден на 2,5 года колонии-поселения. Прямо в зале суда ему надели наручники и отправили в Новочеркасский СИЗО.
-- Я убеждена, что приговор этот был оплачен, -- сказала мне в телефонном разговоре жена Петрашиса, кстати, сама по профессии юрист. -- Суд закрыл глаза на очевидные несостыковки следствия, да и само обвинение -- юридически ничтожно. Воронько не является должностным лицом, тогда как супруга осудили именно за угрозу насилия представителю власти. Все это сделано в отместку за его выступления и увольнение Шевченко...
* * *
Легендарному Толику Быкову дали год условно. Получается, что Петрашис -- в два с половиной раза опаснее для общества, чем Быков. А то и больше, ведь в отличие от Быкова приговорили его не к условному сроку заключения. Еще он опаснее лидеров знаменитой "гольяновской группировки", за плечами у которых остались десятки трупов: "гольяновских" из-за недоказанности освободили в зале суда...
Нет ничего страшнее для правоохранительной системы, чем инакомыслие. Оно подрывает основу основ, самую ее суть, ибо отступничество неизменно провоцирует цепную реакцию.
"Да, -- примерно так думают судьи и прокуроры, -- Шевченко, конечно, не ангел, но сегодня -- его, а завтра -- нас. Стоит только подать пример..."
Тысячи бандитов, казнокрадов, насильников ежегодно спасаются от тюрьмы, отделываются условными сроками. Но попробуй только бросить вызов правоохранительной машине: раздавят, сотрут в порошок.
Я знаю это на своем печальном опыте. 4 года назад меня тоже пытались упрятать за решетку по такому же безумному поводу. Впрочем -- сужу опять-таки по собственному опыту -- машина эта иногда дает сбои.
И потому отчаиваться рано...
P.S. Прошу считать эту публикацию официальным депутатским запросом в Генеральную прокуратуру и суд Ростовской области и основанием к пересмотру дела.
Выпуск N 241 (767) от 22 декабря 2003 г. [ N 240 ] [ N 242 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]