[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 237 (763) от 16 декабря 2003 г. [ N 236 ] [ N 238 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Вытягивание денег сотрудниками правоохранительных органов происходило и будет происходить совершенно без всякой связи с содержанием основного закона РФ, включающего, заметим, различные права для граждан.
В день десятилетия российской Конституции, примерно в то время, когда в Кремле проходил прием по этому поводу и президент высказывался о достаточной пригодности действующего основного закона, в столице России, городе Москве, происходили разные другие события. Куда меньшей значимости, но в достаточной степени доказывающие, что менять основной закон действительно смысла не имеет. В совсем неотдаленной части Москвы, на площади Белорусского Вокзала, стояла группа мужчин с автоматами, в милицейской форме и даже со специальными бляхами. И остановила эта группа белым днем среди прочих автомобиль с пассажирами, которых в упомянутом автомобиле сопровождал охранник. Милиционеры попросили его выйти из машины и начали проверять различные документы. Все документы, включая лицензию и разрешение на оружие, оказались в порядке - охранник трудился не в биллиардной или VIP-сауне, а во вполне солидной западной фирме, где сотрудников, у которых что-то оформлено ненадлежащим образом, никак не приветствуют. Но работа была проделана, проверка произведена - понятно, что должен быть и какой-то результат.
И тогда милиционер, еще раз все осмотрев, указал охраннику на его оплошность: кобура от оружия у него оказалась другой модели, нежели у самого милиционера.
В переводе на общемосковский милицейский язык это обещало потерю одного или нескольких часов "для выяснения". Вопрос решился за одну минуту вполне себе стандартным образом, и машина с пассажирами поехала дальше.
Новости в этой документальной истории ни для кого нет никакой - это обычная ежедневная практика. Правда, в День Конституции милиция, как было объявлено, работала в усиленном режиме. Но это, надо полагать, повлияло лишь на сумму компромисса. Интересно другое. Что вытягивание денег сотрудниками правоохранительных органов происходило и будет происходить совершенно без всякой связи с содержанием основного закона РФ, включающего, заметим, различные права для граждан. И с этой точки зрения, совершенно прав наш президент. Никакая Конституция ни в какой редакции сама по себе никаких прав граждан не защищает. И все в реальной жизни определяет сложившаяся система. А в сложившейся системе получается так, что у милиционеров есть оружие, возможность бесконтрольного и практически безнаказанного (в случае необоснованности) задержания и клановая солидарность, а у граждан - отчетливое нежелание связываться с правоохранительной системой, особенно сегодня, когда независимые суды показали, с какой стороны находится их независимость. Поэтому куда проще откупиться, продолжая неразрывность этого замкнутого круга. Объяснять это небольшими милицейскими зарплатами было бы можно, если бы сотрудники правоохранительных органов наказывали материально в свою пользу исключительно депутатов, голосующих за бюджет, и правительственных чиновников и руководителей, который этот бюджет разрабатывают. Тогда методика добора "до получки", не став более законной, была бы хоть логичной. Потому что действительно при таких зарплатах ничего особенного от сотрудников милиции требовать не приходится. Так ведь стригут никак не повинных в милицейских зарплатах граждан.
В результате и получаются такие постоянно выдающиеся результаты от всех этих усиленных режимов несения службы, планов "Перехват", "Сирена" и прочих других. Любой план кончается для кого-то расставанием с содержимым кошелька.
Но если задуматься, то сегодня рядовые милиционеры лишь на своем уровне повторяют то, что на более высоком делают их старшие товарищи. И не только про "оборотней" речь. Потому что если оставить в покое красивые и правильные слова о восстановлении законности и порядка (куда только девать историческую память), то на наших глазах происходит попытка - и, видимо, небезуспешная - отъема с помощью правоохранительной системы одного из крупнейших российских частных капиталов. Да, образованных не без вопросов, как, впрочем, что общеизвестно, и все прочие крупные частные капиталы. В том числе, разумеется, и новороссийские. И пусть г-н Колесников, судья-прокурор, поспорит не с нами, а с Карлом Марксом, которому басманные дела никакой не аргумент. И не будем, наконец, путать повод и предлог. Кому-то и кобуры неправильной модели хватит, а кто-то может это объявить борьбой за социальную справедливость. Тем более что, в отличие от встречи с милицейским постом (неважно, на улице или на дороге), такое мероприятие вызывает у народных масс широкое одобрение. Это уже проблема метода при примерно одинаковой сути. О чем народу пока подумать либо недосуг, либо невдомек. И эту проблему - при нежелании власти ее решать - никакой редакцией не исправишь.
Выпуск N 237 (763) от 16 декабря 2003 г. [ N 236 ] [ N 238 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]