[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 228 (754) от 2 декабря 2003 г. [ N 227 ] [ N 229 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Неожиданное и скандальное развитие получило первое в Хабаровском крае судебное разбирательство с участием коллегии присяжных заседателей, состоявшееся в краевом суде. Вердикт был оглашен 8 октября, а в конце ноября 8 из 12 присяжных, рассматривавших дело, обратились в суд с исками о защите чести, достоинства и о возмещении морального вреда. Ответчиком выступает прокуратура Хабаровского края, соответчиками - редакции четырех хабаровских газет.
Этот процесс изначально привлек пристальное внимание прессы. Во-первых, первый в истории края суд присяжных. Во-вторых, слушалось дело по обвинению сотрудника милиции, оперуполномоченного уголовного розыска УВД Железнодорожного района Хабаровска Андрея Ломоносова в вымогательстве взятки и превышении должностных полномочий.
Согласно версии краевой прокуратуры, милиционер пришел с обыском в дом к цыганке и стал вымогать у нее деньги. Женщина обратилась в краевое УФСБ, сотрудники которого и задержали Ломоносова. Суд состоялся в конце сентября - начале октября этого года. Завершился он настоящей сенсацией: присяжные решили, что факт совершения обвиняемым преступления прокуратура не доказала.
После оглашения оправдательного вердикта в прессе появились резкие комментарии стороны обвинения. Прокурор Павел Назаров, участвовавший в процессе, заявил буквально следующее:
"Присяжные руководствовались только своими эмоциями! Они недостаточно рассмотрели и осознали все доказанные факты. Я считаю, что они вынесли самое настоящее "кухонное" решение". Эти слова прокурора появились в одной из статей на следующий день после вынесения приговора. В интервью местному телевидению он позже пояснил, что имел в виду под "кухонным" решением: присяжные, в большинстве своем женщины преклонного возраста, не сведущие в юридических вопросах, посидели за самоваром и решили оправдать обвиняемого.
Возмутили присяжных и другие фрагменты публикаций, где, в частности, говорится, что "в первой краевой коллегии присяжных почему-то оказались одни женщины-пенсионерки" и "у присяжных сложилось предвзятое, негативное отношение к потерпевшей стороне".
Оскорбленные присяжные, среди которых были и двое мужчин, разослали в газеты письма с требованием опровержения опубликованных сведений. Параллельно с этим, не дожидаясь опровержений, они обратились в суд Центрального района Хабаровска с исками к прокуратуре и газетам о защите чести и достоинства. Слушание дела назначено на середину декабря.
- Напряжение в суде было очень большое. Потом приходишь домой, а в голове опять только этот суд, - рассказывает одна из присяжных заседателей Людмила Погребнюк, преподаватель Дальневосточного государственного университета путей сообщения. - Мы внимательно слушали представителей обвинения и защиты и потом обсуждали услышанное в совещательной комнате. И с той точки зрения посмотришь, и с этой. Ведь мы решали судьбу человека и очень боялись ошибиться. Все проанализировали, сопоставили доказательства обеих сторон и вынесли вердикт: обвинение не доказано. Я стою на этом и сейчас. А на следующий день выходит первая статья с броским заголовком: "Присяжные оправдали "оборотня". И столько там инсинуаций, столько вранья. Общий тон: собрались какие-то бабки, ничего не понимающие, и пожалели человека. У меня глубокое убеждение - все это инициировано прокурором. Во всех этих публикациях идут ссылки только на него.
Прокурор Павел Назаров отказался прокомментировать ситуацию, сославшись на запрет начальства, и посетовал на прессу, вольно интерпретировавшую его высказывания. Но подтвердил, что считает вердикт присяжных неправильным. Сейчас краевая прокуратура уже направила в Верховный суд кассационное представление вместе с кассационной жалобой потерпевшей. Если в Москве приговор отменят, дело будет слушаться вновь с новым составом присяжных.
Журналисты, писавшие о процессе, как и прокуратура, считают, что присяжные могли отнестись предвзято к обвиняемому и потерпевшей. Первый - сотрудник уголовного розыска, опер, человек с положительными характеристиками. Вторая - цыганка, возможно, имеющая отношение к торговле наркотиками и скупке краденого.
- Я считаю, что сами присяжные при вынесении оправдательного вердикта рассчитывали на определенную славу, - говорит Татьяна Слепцова, заместитель главного редактора газеты "Приамурские ведомости", одного из фигурирующих в иске изданий. - Ведь это первый приговор, вынесенный присяжными в крае, и вдруг он оказался не обвинительным, а оправдательным. Сейчас, я думаю, они надеются поднять шумиху своим обращением в суд. Мне кажется, это также и определенный ход защиты Ломоносова в связи с тем, что прокуратура отправила протест на этот приговор.
Адвокат Раиса Качановская, защищавшая обвиняемого на суде, решительно отвергает подобные предположения и говорит, что исков этих даже не видела. Сложившуюся ситуацию она комментирует так:
- Позиция прокурора Павла Назарова и журналистов, его интервьюировавших, - это прямое неуважение к суду присяжных. Всех кандидатов приглашал краевой суд методом случайной выборки. По закону, устанавливающему возрастной ценз в 70 лет, они подходят. Если обвинение видело, что среди присяжных одни пожилые люди, оно могло заявить о тенденциозности состава коллегии. Но этого сделано не было. Если же какую-то из сторон не устраивает вынесенное решение, она может его обжаловать. Говорить же публично, что присяжные руководствовались только эмоциями, что они вынесли "кухонное" решение, совершенно бессмысленно. Закон четко определяет статус присяжных заседателей, равный статусу судьи. Оценивать их работу с той точки зрения, что они - выжившие из ума бабки, значит проявлять неуважение к суду. Разве у нас нет судей такого же пожилого возраста? Есть. И никому в голову не придет говорить, что судья такой-то вынес неправильный вердикт, потому что ему 60 лет. Что же касается юридической неподготовленности присяжных заседателей, то в этом и состоит смысл суда присяжных. Это должны быть люди с улицы и люди неподготовленные.
Выпуск N 228 (754) от 2 декабря 2003 г. [ N 227 ] [ N 229 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]