Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 228 (754) от 2 декабря 2003 г. [ N 227 ] [ N 229 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

"Сотрудник понимает, что к его работе внимание особое"

Александр Голубев
Газета, N 224

"Телефон доверия" появился в управлении собственной безопасности (УСБ) Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу.

Теперь о злоупотреблениях сотрудников органов внутренних дел можно сообщить, позвонив на пейджер: 961-33-33 (абонент УСБ ЦФО). "Телефон доверия" работает круглосуточно. Все заслуживающие внимания сообщения будут проверяться оперативниками управления. О том, зачем это понадобилось, и о работе управления в целом корреспонденту ГАЗЕТЫ Александру Голубеву рассказал начальник УСБ полковник милиции Валерий Дзыба.

- Как часто подтверждаются заявления о милицейских злоупотреблениях, с которыми к вам обращаются граждане?

- Примерно в 50% случаев. Всего за первые девять месяцев этого года за различные нарушения законности и преступления к ответственности были привлечены 1248 сотрудников органов внутренних дел. 288 из них - к уголовной. Число обращений со стороны граждан постоянно растет. За те же 9 месяцев этого года в подразделения УСБ обратились около 450 человек. Это примерно в полтора раза больше, чем за весь прошлый год. Поэтому мы и решили установить постоянный контакт с гражданами. Надеемся, что с появлением 'телефона доверия' мы сможем оперативнее реагировать на заявления.

- Какие нарушения преобладают в милицейской среде?

- Прежде всего - связанные с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и должностных полномочий, в том числе взяточничество и должностной подлог. В своей работе мы делаем упор на то, чтобы выявить неправомерные действия сотрудника на ранней стадии, когда еще можно применить дисциплинарные наказания - выговор, понижение в должности, перевод на другую работу. Вплоть до увольнения из органов внутренних дел. После дисциплинарных взысканий рецидивы бывают редко - сотрудник понимает, что к его работе внимание особое.

- Есть реальные примеры?

- Недавно в Ярославской области была выявлена преступная группа, в которую входили шесть человек. Четверо из них - сотрудники органов внутренних дел. Они занимались угонами дорогих иномарок в этой и соседней Тверской области. На машины оформлялись поддельные документы, потом автомобили перепродавали. Во время задержания преступников наши оперативники изъяли восемь дорогих иномарок. Все члены группы уже осуждены на сроки от пяти до семи лет.

Кстати, с незаконным автобизнесом, в котором участвуют сотрудники правоохранительных органов, в последнее время приходится сталкиваться довольно часто. Совсем недавно раскрыли еще одну подобную группировку в Тверской области. Двое гражданских лиц и двое сотрудников районных отделов милиции по такой же схеме воровали и перепродавали 'Жигули' разных моделей. У них изъяли восемь машин. Любопытно, что на угнанные автомобили оформлялись новые ПТС, в которых указывались номера агрегатов реально существующих машин. Поэтому при любой случайной проверке угнанной машины выяснилось бы, что она абсолютно 'чистая'.

- Известны случаи, когда сотрудники милиции вымогали деньги у коммерсантов, взамен обещая либо не открывать уголовные дела, либо не давать хода материалам милицейских проверок. Какие меры предпринимаются против этого?

- Совсем недавно был осужден на три года старший следователь УВД Псковской области подполковник Николай Васильев. Он должен был возбудить уголовное дело по фактам махинаций в отношении нескольких московских предпринимателей. Но за взятку пообещал спустить дело на тормозах. Размер мзды менялся несколько раз, и предприниматели выплачивали ее частями. Наши сотрудники выявили этот факт и во время очередной передачи денег в Москве задержали следователя с поличным.

- Как управление собственной безопасности контактирует с другими милицейскими службами?

- Взаимодействуем постоянно. В последнее время другие оперативные подразделения часто приглашают наших сотрудников участвовать в тех или иных операциях. Обычно это случается, когда есть опасение, что у фигурантов того или иного дела имеются связи с сотрудниками правоохранительных структур. В таких ситуациях наше участие обеспечивает невмешательство посторонних в ход расследования.

Активно сотрудничаем и с УСБ других федеральных округов. Чаще других - с Южным, Дальневосточным, Приволжским.

- Подразделения службы безопасности структурно входят в региональные ГУВД. Бывали ли случаи, когда между службой собственной безопасности и ее милицейским руководством возникали конфликты?

- За два года нашей работы таких случаев не было. Все возникающие проблемы решаем совместно.

- Какими подразделениями представлена служба собственной безопасности в Главном управлении МВД по ЦФО?

- Подразделения нашего УСБ действуют в 18 субъектах Центрального федерального округа и четырех управлениях внутренних дел на транспорте. Численность сотрудников зависит от региона. В Москве, например, работают более ста человек. Самое крупное и самое дальнее областное подразделение - в Воронеже - 25 человек.

- Одной из основных функций службы собственной безопасности является защита сотрудников органов внутренних дел от посягательств со стороны криминальных структур. Часто УСБ приходится сталкиваться с такими случаями?

- В этом году наше отделение организации госзащиты обеспечивало безопасность 11 сотрудников и членов их семей. Недавно был случай, когда члены одной из действующих в Московской области организованных преступных групп угрожали троим сотрудникам главка и пытались психологически воздействовать на членов их семей. Таким образом они хотели добиться прекращения уголовного преследования. Наше подразделение физической защиты взяло сотрудников и их семьи под охрану - вплоть до того момента, пока бандиты не оказались за решеткой.

- Госзащита предусматривает самые разные формы обеспечения безопасности сотрудников правоохранительных органов - от охраны до переезда на новое место жительства, смены документов и даже пластической операции. Но такие меры требуют немалых средств.

- Есть закон и постановление правительства, регламентирующие госзащиту. Но вопрос финансирования там четко не проработан. А деньги действительно нужны немалые. Тем не менее каждый сотрудник должен знать, что может рассчитывать на спокойную работу и не волноваться за безопасность свою и своей семьи.

- Вам пришлось организовывать работу управления с нуля. Почему именно вам доверили эту работу?

- Наше управление действительно было создано недавно - только в 2001 году. Могу предположить, что меня назначили руководить из-за имеющегося у меня немалого опыта оперативной работы. Я начинал еще в советские времена в Калининском районе Москвы, где дослужился до замначальника отдела уголовного розыска. Закончив академию МВД, работал в Главном управлении уголовного розыска. Затем был первым замначальника, руководителем криминальной милиции Бабушкинского РУВД, замначальника УБНОН ГУВД Москвы. В последнее время работал в ГУСБ. Вполне возможно, этот послужной список и сыграл свою роль при моем назначении.

Выпуск N 228 (754) от 2 декабря 2003 г. [ N 227 ] [ N 229 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]