[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 226 (752) от 28 ноября 2003 г. [ N 225 ] [ N 227 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Третья власть отложила на год перемены. НОВОЕ направление судебной реформы было озвучено вчера главой Высшего арбитражного суда Вениамином Яковлевым в ходе очередного заседания Совета судей. "Находить более быстрые и короткие пути ликвидации конфликтов", -- так обрисовал Яковлев перспективы урегулирования дел на ранней стадии судопроизводства.
"Современное правосудие стало чересчур громоздким, продолжительным и дорогим, причем дорогим и для государства, и для сторон", -- так начал свое вчерашнее выступление председатель ВАС Вениамин Яковлев. И сразу стало ясно, что судейский корпус опять готов к переменам. Третья власть обычно сама готовила концепции собственного реформирования, а даже если и вынуждена была уступать, как это случилось два года назад в дискуссии с первым зам. главы кремлевской администрации Дмитрием Козаком (он курировал судебную реформу), то не без пользы для себя. Как признался на открытии Совета его глава, судья Верховного суда Юрий Федоренко, "за 30 лет моей работы в суде впервые федеральная целевая программа финансируется полностью".
Впрочем, предложения Яковлева о значительном расширении роли судьи в процессе, а также о реформе судопроизводства озвучены как раз вовремя. До сих пор судебная реформа шла со значительным отставанием, ориентируясь либо на Концепцию 1991 года, либо на еще не выполненные положения Конституции РФ. Между тем, по словам главы ВАС, в мире "уже лет 20 идет глубокая реформа", причем инициаторами ее стали США и Великобритания -- страны, последовательно развивавшие принципы состязательности судебного процесса. Сейчас же роль судьи и состязательность больше не противопоставляются друг другу, напротив, речь идет об увеличении роли судьи на ранних стадиях судопроизводства. Вениамин Яковлев привел целый список мер, которые бы позволили судьям содействовать сокращению процессуальных сроков. Так, в судебной практике все чаще используется институт посредника в ходе примирительной процедуры сторон, причем посредником могут быть и судья, и частное лицо. Естественно, что резко повысилось значение третейских судов, ускоренных форм правосудия, введение обеспечительных мер, устных решении и письменного судопроизводства (т.е. без публичного состязания сторон).
Еще одной проблемой, кадровой, Яковлев не мог не коснуться. По его мнению, разрабатываемый Советом Кодекс судебной этики мог бы стать "серьезным фактором предотвращения коррупции". Глава ВАС даже выразил надежду на создание органов внутреннего судейского контроля и с каким-то горьким вздохом признался, что в арбитражных судах "реальное воздействие на судью" очень велико, особенно в делах о банкротстве и в делах об акционерных обществах. Причем одним из препятствий в борьбе за частоту рядов, похоже, стал порядок назначения судей. "Сроки назначения судей чрезмерно продолжительные, -- возмущался Яковлев, -- появился разрыв между квалификационными коллегиями и самим назначением". Председатель ВАС категорически недоволен "закрытостью" процедуры назначения, когда коллегии представляют новых судий, а им потом отказывают в результате каких-то проверок, причем "надежность этих оперативных данных неизвестна". "Даже председатели высших судов не знают, почему отказывают в назначениях", -- негодовал Вениамин-Яковлев. Он предложил создать рабочую группу по взаимодействию с полпредствами, органами МВД и безопасности, которые бы вместе могли решать эту кадровую проблему.
Заседание Совета судей общественного органа, самоуправления судейского сообщества в промежутках между съездами -- достаточно удобная стартовая площадка для обкатки идей к намеченному на осень 2004 года 6-му Всероссийскому съезду судей. И вряд ли случаен тот факт, что выступление Яковлева прозвучало на следующий день после заявления главы Конституционного суда Валерия Зорькина на Интернет-конференции. Зорькин говорил о возможности внесения поправок в Закон о Конституционном суде, благодаря которым на публичном заседании рассматривались бы только общественно значимые дела, а на остальные запросы давалось просто письменное заключение. Причина -- чрезмерная загруженность КС, график работы суда расписан уже на год вперед. А число граждан, обращающихся в суды, растет с каждым годом. И чем больше государство будет бороться за свое превращение в правовое, тем медленнее будут вращаться колеса судебной машины. Если, конечно, не возглавить реформу, которую предотвратить уже невозможно.
Выпуск N 226 (752) от 28 ноября 2003 г. [ N 225 ] [ N 227 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]