[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 224 (750) от 26 ноября 2003 г. [ N 223 ] [ N 225 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Во вторник в "Президент-отеле" состоялось пленарное заседание Совета судей России. Около сотни вершителей правосудия со всех концов страны решили добиваться создания собственной службы безопасности и специализированного судебного телеканала. Про переезд в Санкт-Петербург, о котором только и говорили до избрания нового губернатора северной столицы, никто даже не заикнулся.
Заседание началось с того, что судьи почтили память своих коллег, убитых в связи с выполнением ими профессионального долга. Оба убийства произошли в ноябре. В начале месяца в Махачкале был застрелен судья Каримулла Дагиров, который вел дело о взрыве домов в Каспийске. Несколькими днями позже в Воронеже была убита судья Галина Зуевич. Предполагается, что оба убийства заказные. Ни в том, ни в другом случае виновные не найдены. О предпринимаемых мерах по охране судей и судов "Известиям" рассказал председатель Совета судей России Юрий Сидоренко (см. интервью на этой странице).
В остальном судьи были довольны завершающимся годом. "С 2000 года объем государственного финансирования увеличился в пять раз и составил 22,9 млрд рублей, - сообщил гендиректор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев и с гордостью добавил: - Ни одно другое ведомство не развивалось такими темпами". Эти деньги позволили на 1500 человек увеличить численность судейского корпуса, на 2700 человек - штат судейских помощников. Купили мебель и компьютерную технику. Приобрели 11 автомобилей "КИА-Маджентис" на сумму 7,1 млн рублей. В 753 судебных зданиях ведется капитальный и текущий ремонт, а в 650 - он уже завершен. Улучшены жилищные условия 195 федеральным судьям. Услышав это, зал радостно загудел, и Гусев поведал самые свежие данные:
- За десять минут до начала заседания мне позвонил Герман Греф и сообщил, что выделит еще 80-85 млн рублей на решение жилищных проблем.
Цифры завораживали. На будущий год глава департамента пообещал "выбить" 29,3 млрд рублей. Но это почему-то не тронуло собравшихся. "Миллиард долларов", - пояснил Гусев, и зал снова отреагировал радостным гулом.
Для того чтобы суды прилично выглядели и хорошо работали, надо еще тратить и тратить: 70% зданий еще находится в аварийном состоянии. Есть и другие статьи расходов. Несмотря на то что уже закупили 4692 российских герба и 3902 флага на сумму 9,2 млн рублей, далеко не все суды обеспечены государственной символикой. Не хватает и металлоискателей. Про зарплату с трибуны не говорили, но "Известиям" удалось узнать, что деньги предусмотрены и на это. Сейчас судья с 10-летним опытом получает со всеми надбавками в среднем 10-12 тыс. рублей. Да и то к такой цифре пришли совсем недавно, когда с 1 октября этого года ввели 40-процентную надбавку.
Введение в большинстве регионов судов присяжных породило новые трудности. В заседатели попадают порой люди, чья официальная зарплата составляет 1500-2000 долларов. У судов нет статей расхода, по которым можно выплачивать такие компенсации. Судебный департамент обратился в Минюст России с предложением разработать порядок выплаты компенсаций присяжным.
После денег разговор перешел на мировых судей. В этом году они рассмотрели половину гражданских и треть уголовных дел. На этом поприще трудится 5,5 тыс. человек, но все равно мировых не хватает. Про хит предвыборного санкт-петербургского сезона - переезд Верховного суда в северную столицу - судьи даже не вспоминали. "Если в новой Госдуме наберется 300 голосов за переезд, тогда и будет о чем говорить", - пояснил "Известиям" один из сотрудников Верховного суда.
С гораздо большим интересом в кулуарах говорили об "оборотнях". За совершение различных неблаговидных поступков были прекращены полномочия 36 судей, 116 получили "последнее предупреждение".
Председатель Совета судей России Юрий Сидоренко: "Не хотим оставаться беззащитными"
- Как решается вопрос обеспечения безопасности судей?
- Гибель наших коллег показала, что оставаться беззащитными уже нельзя. Не решена и проблема охраны зданий судов. Служба судебных приставов не справляется. Они прекращают работать в шесть вечера, а суды-то продолжаются. Мы решили создать собственную службу безопасности судов. Она будет выполнять те функции, которые выполняют сейчас приставы - охранники Минюста, от них мы откажемся. Это подразделение будет решать и вопросы личной охраны судей. Те двое, что погибли, говорили, что ощущают угрозу...
- В будущем году запланировано потратить более 9 млрд рублей на создание судебного телеканала. Зачем он нужен?
- Чтобы не только критика звучала в адрес судов. Пора избавляться от ложных стереотипов: постоянно говорят, что суды не независимые - это чушь. Обжалуется только 5-6 процентов гражданских дел. Значит, граждане согласны с решениями судов.
- Уже известно, на каком канале будете вещать?
- Ведем переговоры с Минпечати, чтобы это были центральные каналы, но пока безуспешно. Попробуем обратиться напрямую.
- В повестке совещания и Кодекс судебной этики. Какие нормы он будет включать?
- Это свод правил поведения судьи на работе и вне работы. Если поведение на работе в некоторых документах прописано, то вне суда оно ничем не регулируется. Часто судья даже не знает, что прилично, а что нет. Например, выходит с работы и садится в машину с адвокатом. Надо избегать таких ситуаций.
- А с прокурором можно?
- И с прокурором нельзя. Но тут есть разница: прокурору государство платит, а адвокату - клиент.
Выпуск N 224 (750) от 26 ноября 2003 г. [ N 223 ] [ N 225 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]