[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 224 (750) от 26 ноября 2003 г. [ N 223 ] [ N 225 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Открытие в Москве очередного заседания Совета судей было ознаменовано новым спором между иерархами судебной власти, которые решили выяснить, какой из высших судов -- Конституционный или Верховный -- вправе отменять нормативные акты правительства.
Впрочем, сам совет проходил в спокойной обстановке, а баталии развернулись в Конституционном суде. Причем спровоцировал спор сам Белый дом, который, видимо, никак не может простить ВС его прошлогодний "бунт".
Напомним, что летом прошлого года Верховный суд отменил постановление правительства десятилетней давности, которым был установлен порядок внесения предприятиями платы за загрязнение окружающей среды. "Зеленые" тогда звонили во все колокола, но были вынуждены признать справедливость вердикта: постановление правительства от 1992 года было основано на уже утратившем силу законе, противоречило новому Налоговому кодексу и закону "Об охране окружающей среды". Но обиженный Белый дом предпринял обходной маневр и обратился в КС с просьбой проверить конституционность этого постановления. И Конституционный суд (кстати, тогда докладчиком по делу был нынешний его глава Валерий Зорькин), "восстанавливая" постановление, в числе прочих аргументов указал, что коллеги из ВС превысили свою компетенцию. Теперь, видимо, правительство решило, что ему лучше иметь одного судебного надзирателя, а заодно и "добить" ВС, и оспорило конституционность норм нового Гражданского процессуального кодекса (ст. 27, 251 и 253), которые позволяют Верховному суду отменять акты кабинета министров.
Вчера во время слушаний представитель правительства в КС Михаил Барщевский заявил, что суды общей юрисдикции не могут проверять правительственные акты, поскольку они выходят на толкование конституционных полномочий Белого дома, а отменяя их, они блокируют исполнение законов и перекраивают полномочия законодателя. В связи с этим он предположил, что каждый суд перед тем, как вынести решение, должен обратиться с запросом в КС о проверке конституционности закона, обязавшего правительство принять постановление. В Кремле, похоже, придерживаются менее категоричной позиции. "Верховный суд может проверить соответствие правительственного акта закону, -- считает представитель президента в КС Михаил Митюков. -- Но если встает вопрос о конституционности закона, то, конечно, это компетенция только КС. Правда, иногда ВС переходит эту довольно тонкую грань".
Решение КС по данному делу ожидается в течение двух недель -- месяца. Причем не исключено, что оно будет "половинчатым": из юрисдикции ВС будут изъяты не все правительственные акты, а только те, принятие которых прямо требуется законами. Подобная снисходительность объяснима: судьи КС уже очевидно одержали победу над коллегами из ВС, им удалось добиться расширения зоны действия своих решений, и к тому же в последнее время Конституционный суд все чаще оказывается кассационной инстанцией по отношению к Верховному, хотя эти две структуры считаются равными и независимыми. Так что отчасти Верховному суду лишь дают понять, что если он не хочет получить контролера, то лучше пореже отменять нормативные акты и почаще обращаться по этому поводу в КС.
Выпуск N 224 (750) от 26 ноября 2003 г. [ N 223 ] [ N 225 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]