Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 222 (748) от 24 ноября 2003 г. [ N 221 ] [ N 223 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Менты рубят - палки летят

Аида Могилевская
Версия, N 45

Основным критерием борьбы с преступностью в многотомных отчётах до сих пор остаётся процентное соотношение раскрытых и нераскрытых преступлений.

В органах существует негласное распоряжение, по которому каждый оперативник, участковый и даже самый обычный постовой милиционер обязаны ежемесячно раскрывать не менее двух преступлений (на милицейском жаргоне -- "сделать две палки"). План имеют абсолютно все подразделения, включая ГИБДД. Качество работы любого отдела милиции определяется не реальной оперативной обстановкой на обслуживаемой территории, а сухими цифрами: много "палок" сделано -- хорошо, мало -- готовься к вызову на ковёр. За выполнением плана и своевременным предоставлением многочисленных справок и отчётов следит целая армия проверяющих в ранге никак не ниже майора. Поэтому блюстителям порядка приходится проявлять недюжинную смекалку и сноровку, дабы не сорвать отчётность, прикрыть собственный зад и повысить показатели своего отдела, по крайней мере на бумаге. Отдадим должное их изобретательности -- существуют десятки относительно честных способов не ударить в грязь лицом перед руководством.

Например, немало способствует ударной работе так называемая группа риска. Скажем, умер наркоман, и в течение ближайших трёх дней возбуждается несколько уголовных дел, где покойный выступает в качестве сбытчика наркотиков, вора, угонщика -- в ход идут все глухие висяки, которые немедленно раскрываются. Показатели растут прямо на глазах, покойники сраму не имут, тем более что дела будут неизбежно прекращены за смертью обвиняемого.

Неплохое подспорье и малолетние правонарушители, если, конечно, инспекторы детской комнаты милиции догадаются использовать несовершеннолетних на благо правоохранительных органов. Сорванец, запустивший камнем в окно кабинета директора, и не догадывается, что своей выходкой он поднял процент раскрываемости целому отделу внутренних дел: на бумаге дяденька милиционер к разбитому стеклу добавит пару-тройку мелких краж из автомобилей, бродяжничество и с десяток хулиганств. Озорнику и невдомёк, что на него уже навесили ярлык "малолетнего преступника", который за свои девять с половиной лет умудрился совершить едва ли не половину всех преступлений, описанных в Уголовном кодексе. Но, к сожалению (или к счастью?), мальчонка отвечать за свои злодеяния не будет, потому как не достиг возраста уголовной ответственности.

Есть и другая тенденция. В последнее время доблестные участковые уполномоченные стали наиболее оскорбляемой категорией лиц, и дело здесь не в тотальной ненависти сограждан к органам правопорядка. Отнюдь! Бранное слово, брошенное в адрес участкового, лёгким движением руки дознавателя превращается в уголовную статью. Во многих отделах уже существуют "штатные обзывалы", в чьи обязанности входит не реже одного раза в полгода ...публично оскорблять представителя власти. И хотя в суде такие дела обычно заканчиваются примирением сторон, на статистику это уже никак не влияет. Таким образом, и Анискины вносят свою лепту в борьбу с преступностью, точнее сказать, улучшают показатели родного подразделения.

Находчивые постовые тоже изворачиваются как могут. Патрулируя территорию, они для борьбы с преступностью вовсю пользуются услугами местных "шатунов". Бомжи с радостью готовы взять на себя какое-нибудь незначительное преступление, скажем кражу из магазина, хранение нескольких патронов, и получить в благодарность за "сотрудничество" условный срок, немного денег и литра два дешёвой водки. Зимой бродяги сами приходят и просятся на казённые харчи. Обе стороны довольны, у одних план выполнен, у других -- гарантированное повышение уровня жизни.

Ситуация с "палками" дошла до абсурда. Блюстители порядка даже умудрились наладить торговлю раскрытыми преступлениями. К слову сказать, бизнес идёт довольно бойко, особенно это заметно в конце отчётных месяцев. Цены не очень высокие -- "для своих же...". Недавно знакомый начальник следственной части одного из отделов милиции Восточного округа столицы хвастался новым компьютером, который приобрёл у овошников (сотрудников отдела вневедомственной охраны) в обмен на три эпизода.

Сотрудники ГИБДД, как одни из наиболее обеспеченных милиционеров, предлагают по 100--200 долларов за "палку". Выбирать не приходится: хочешь удержаться на хлебном месте -- сделай так, чтобы начальнику вышестоящее руководство не пеняло на отсутствие показателей у всего отдела. И самое главное, что в этой ситуации уже не важно, дойдёт ли дело до суда или будет прекращено по каким-либо причинам. Баста, отчёты сданы, премии и регалии получены, а дальше хоть трава не расти.

Система повальных отчётов распространена повсеместно. В каждом подразделении милиции по всей территории нашей многострадальной родины доблестные стражи порядка не борются с преступностью, а "рубят палки". Милиционеры уже настолько привыкли к кабинетной работе, что охранять общественный порядок, простите за каламбур, их палкой не выгонишь.

Кстати

На последней коллегии МВД в присутствии Владимира Путина генпрокурор Владимир Устинов, мягко говоря, выразил недовольство палочной системой: "В Пермской области нераскрытые грабежи и разбои в одном из районных областных центров списывались на умерших. Более того, где обманным путём, где шантажом, а где и побоями оперативники заставляли отбывающих наказание подростков писать явки с повинной по другим преступлениям. Всего выявлено 84 таких факта, семь работников милиции привлечены к уголовной ответственности.

В Новгородской области при выездах по сообщениям об обнаружении трупов работники милиции в протоколах осмотра обязательно указывали, что в одежде или в помещении найдены боеприпасы..."

Выпуск N 222 (748) от 24 ноября 2003 г. [ N 221 ] [ N 223 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]