[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 222 (748) от 24 ноября 2003 г. [ N 221 ] [ N 223 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Адвокаты переходят к самой эффективной защите - нападению. Президент Адвокатской палаты столицы Генри Резник заявил: "Необходимо создать параллельное общественное отслеживание всех судебных процессов. Для этого надо организовать независимую экспертную общественную организацию, в которую войдут компетентные юристы".
По его мнению, в стране сложилась опасная ситуация, когда защитники практически бесполезны в делах с политической окраской, реально ничем не могут помочь людям, защитить от произвола "политизированной и коррумпированной юстиции". И более того - сами становятся жертвами произвола и провокаций. Наглядный пример тому, по мнению Резника, - случай с молодым адвокатом Ольгой Артюховой, которую Генпрокуратура, а затем и министр юстиции Юрий Чайка лично обвинили в попытке вынести из следственного изолятора записку от своего подзащитного. Два документа из адвокатского досье, которые были изъяты работниками следственного изолятора, представляли собой компьютерную распечатку проекта правовой защиты клиента и плана по защите, составленным ею лично накануне визита в СИЗО. Сначала у нее изъяли и прочитали все досье, о чем и был составлен протокол с описью бумаг. "Но затем, - пишет в своем заявлении в Адвокатскую палату Артюхова, - меня вернули в кабинет начальника оперативного отдела, где мне были возвращены все мои материалы за исключением двух..."
Особый интерес представляет уже второй "Протокол личного досмотра". Тот самый, о котором совершенно официальное лицо из Генпрокуратуры заявило: все правильно и законно. Так вот на правильном протоколе отсутствует не только фамилия того, кто провел досмотр вещей и одежды адвоката, но и фамилии составившего протокол и присутствующих при этом. Не говоря уже о подписях. Единственная подпись на протоколе - адвоката Артюховой.
Генри Резник констатировал: " Под руководством Генпрокуратуры фактически организовывают наступление на права адвокатов. И со стороны президента, самого являющегося юристом, а не отпрыском юриста, это не встречает негативного отношения".
Ситуация, когда фактически прокуратура и суд вновь начинают выступать в единой связке, как это было при "Софье Власьевне" (советской власти), не просто тревожащая - страшная. Об этом открыто говорят все.
"У нас нет объективного правосудия. Прокуратура и суд обслуживают власть. И президент, говоря об их самостоятельности и независимости просто грубо лукавит", - сказал "РК" депутат Госдумы Виктор Илюхин, сам в прошлом работник Генпрокуратуры. Хотя и президент может быть прав, если продолжить: правосудие у нас независимо... от граждан - от воздействия, влияния, от их контроля... В стране же правового произвола и невозможности полноценной защиты это очень скоро может превратиться в новую национальную трагедию.
Косвенно признают проблему и сами судейские. В прошлом году 36 судей лишили полномочий, еще 116 привлекли к дисциплинарной ответственности. Как сказал председатель Высшей квалификационной коллегии судей Валентин Кузнецов, наиболее часто судьи привлекаются к ответственности за то, что "при осуществлении правосудия вступают в противоречие с требованиями законодательства".
Что же делать? У адвокатов есть только один путь - добиваться справедливости в тех судах, которые у нас есть. И предавать гласности все творимые им нарушения. Как пообещал Генри Резник, мы откроем "Доску позора" тех судей, следователей, прокуроров, которые попирают Закон.
Создание экспертной организации, независимый мониторинг всех судебных процессов может стать тем реальным делом, с которого, наконец, начнется создание в России гражданского общества. О необходимости которого так давно и так долго твердят наши демократы.
Выпуск N 222 (748) от 24 ноября 2003 г. [ N 221 ] [ N 223 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]