Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

УзаКоненная гуманность

Зоя Светова
Русский курьер, N 150

"Уголовный Кодекс стал менее карательным..."

Между первым и вторым чтением в Госдуме президентского пакета поправок к УК прошло более полугода. Все это время авторы закона работали над его согласованием с УПК и с другими уже существующими законодательными нормами. О том, какие изменения были подготовлены ко второму чтению рассказывает эксперт Института прав человека Лев Левинсон.

- Особо важные изменения содержатся в сопутствующем законе , который касается поправок в УПК, в УИК, в Закон о милиции, в административный Кодекс. Некоторые из принимаемых поправок на мой взгляд, имеют очень большое значение и выходят за рамки формальных требований, которые диктовались принятием изменений в УК.

- Приведите пример какой-либо статьи УК, которая радикально пересмотрена в законе, представленном во втором чтении?

- Например, 213 статья ("хулиганство"). В силу оценочного характера самих действий, которые подпадают под эту норму, ее применение было всегда крайне распространенно. В советские времена несколько раз объявлялись кампании по борьбе с хулиганством, и тогда рост преступлений отмечался в разы. Известны случаи, когда человек совершал незначительный поступок, а его интерпретировали как хулиганство. В новой редакции закона, принятого вчера во втором чтении, ответственность за это правонарушение на 70% становится административной. Это очень большое изменение. По 213 статье у нас ежегодно осуждалось до сотни тысяч человек.

- Изменилась ли в новой редакции закона норма о назначении наказания по совокупности совершенных деяний?

- Неоднократность совершения преступления уходит как категория. С одной стороны, это крайне негативно. По действующему кодексу, если человек, например, отбыл наказание за кражу, вернулся и снова украл, то его новое преступление расценивают уже, как неоднократное, и назначают ему более строгое наказание в соответствии со второй или третьей частью статьи 158 (как преступление, совершенное неоднократно и лицом ранее два или более раза судимым за хищение - Ред).

- Значит ли это, что после принятия закона, каждое новое преступление будет оцениваться независимо от того, что ранее совершил человек?

- Да. Отдельно. И это крайне важно. В первом чтении была принята редакция, по которой наказание за каждую кражу назначался по совокупности, и "потолок" наказания был очень высоким - до 25 лет лишения свободы. Известны случаи, когда раскрывается некая цепочка краж, и часть из них "вешается" на одного обвиняемого. Таким образом, множественные преступления против собственности приравнивались по срокам к тяжким убийствам. Ко второму чтению был найден разумный компромисс: по преступлениям тяжким и особо тяжким при сложении наказания по совокупности, если это, скажем, пять краж или несколько других преступлений, например, связанных с налогами, наказание в целом не должно составлять более полутора максимальных сроков по наиболее тяжкой статье. Так, если скажем, лицо обвиняется в трех квартирных кражах, в хулиганстве, в хранении оружия, и наибольшая санкция из всего перечня деяний предусмотрена за кражу - 6 лет, то максимальный срок не может быть более 9 лет лишения свободы. Если максимальная санкция по "убийству" 15 лет, значит, в совокупности - 22 с половиной года. Это разумно, потому что чем более страшное преступление, тем выше поднимается планка. Во всяком случае, за кражу "потолком" будет 9 лет лишения свободы, а не 25, как было предусмотрено при первом чтении.

- Увеличилось ли число наказаний, не связанных с лишением свободы?

- Да, помимо исправительных работ, появляются и обязательные работы, не говоря о том, что возможность назначения условного наказания для несовершеннолетних существенно расширяется. Даже по тяжким преступлениям возможно их освобождение от наказания и назначение воспитательных мер. Что касается преступлений, связанных с потреблением наркотиков, то в новой редакции закона появилось примечание к 230 статье, которая устанавливает ответственность за "склонение к потреблению наркотических средств". Эта норма всегда была "дамокловым мечом" для программы "снижения вреда при употреблении наркотиков" (речь идет об обмене шприцев, раздаче дезинфекционного инструментария - Ред.). Теперь такого рода действия не могут рассматриваться, как преступные, если они совершены по согласованию с органами здравоохранения и органами по контролю за наркотиками.

- Есть ли в принятом законе, какие-то нормы, которые не вызывают у вас большого "энтузиазма"?

- Это, безусловно, повышение возраста "добровольного согласия при половом сношении и развратных действиях" с 14 до 16 лет. Комитет по законодательству был против. Но активность госпожи Слиска привела к тому, что поправки были приняты. Что делать, но это та цена, которую пришлось заплатить за то, чтобы провести закон в целом.

Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]