[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Депутаты Госдумы продолжают переделывать Уголовный кодекс по предложенному президентом сценарию. Вчера нижняя палата приняла во втором чтении внесенные Владимиром Путиным поправки к УК и Уголовно-процессуальному кодексу. Этот пакет поправок, носящих явный "экономический уклон", как заверил законодателей полпред главы государства в Госдуме Александр Котенков, продолжает линию по либерализации карательной политики государства. Правда, либерализм российской власти по отношению к людям, совершающим экономические преступления, в известной степени диалектичен. Например, наряду с предоставлением ряда поблажек для предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов, президент предложил лишить их права деятельного раскаяния - то есть искупления вины немедленным погашением всех задолженностей в бюджет.
Хотя, по большому счету, мало кто оспаривает более мягкий (по сравнению с существующей) характер предложенной президентом редакции УК. Часть предпринимательских статей - "Заведомо ложная реклама" и "Обман потребителей" - вообще покидает УК, предполагается, что за подобные правонарушения будут преимущественно штрафовать, лишая свободы лишь в редких случаях. Штрафы, правда, вырастут и будут выражаться в рублях, а не в минимальных зарплатах (вилка от 2,5 тыс до 1 миллиона рублей). Такое наказание, как конфискация имущества, вообще вычеркивается из УК.
Особо представители бизнеса должны оценить президентские изменения, касающиеся налоговых преступлений. Ведь одобренные вчера поправки, в частности, устраняют абстрактные формулировки "налоговых" статей (198 и 199) кодекса, которые позволяли при желании превратить в преступление любую неустойку. К тому же до сих пор поводом для возбуждения уголовного дела могла быть даже бухгалтерская ошибка, поскольку были установлены единые для всех компаний - и захудалых ООО, и "Газпрома" - лимиты, и крупным считалось уклонение в 1000 МРОТ. В результате руководители компаний с многомиллионными оборотами могли стать уголовниками из-за неправильно поставленной в бухгалтерии запятой. Конституционный суд, правда, в апреле этого года уже дал толкование этим нормам, указав, что они предусматривают уголовную ответственность, только если речь идет о заведомом налоговом мошенничестве. Но президент решил закрепить это в кодексе - осуждать, согласно его поправкам, будут только за непредставление необходимых документов или за внесение в них "заведомо ложных сведений". Корректируются и сумма, за неуплату которой будет возбуждаться уголовное дело. Например, для граждан она составит "за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов".
Ложкой дегтя при этом станет отказ от милости государства по отношению к раскаявшимся бизнесменам. Следователь уже не сможет закрыть дело, если впервые попавшийся на преступлении уклонист компенсирует ущерб. Правда, предполагается, что тем самым ликвидируется почва для коррупции и шантажа налоговиками предпринимателей. "С одной стороны, раньше можно было шантажировать граждан угрозой возбудить дело, а потом предлагать прекратить его за определенную мзду, - пояснил корреспонденту газеты "Время новостей" зампредседателя Комитета Госдумы по законодательству Александр Баранников. - С другой, сами предприниматели понимали, что могут откупиться. Поэтому институт раскаяния и меняется: дело будет попадать в суд, который вынесет приговор, но без наказания". По-другому оценивают изменения порядка "явки с повинной" практикующие юристы. "Это типичный российский подход: оценивать любой институт с точки зрения его коррупционности, - считает управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев. - Статистика показывала, что из возбуждавшихся налоговой полицией дел 40% прекращались по деятельному раскаянию. Это означает, что ФСНП заведомо возбуждала дела без процессуальной перспективы. И вместо того, чтобы менять практику, решили изменить институт раскаяния. Согласитесь, есть разница: дело прекращено следователем или судом".
Примечательно, что поправки к неэкономическим статьям тоже выдержаны в духе "либеральной диалектики по Путину": то есть смягчение наказаний за одни преступления компенсируется ужесточением за другие. В частности, наркоманов больше не будут автоматически приравнивать к наркодилерам, как это позволяла статья 228 УК, а статью за хулиганство нельзя будет применить к пьяному дебоширу (только за хулиганство с оружием в руках или с "предметами, используемыми в качестве оружия"). В то же время в УК появится статья, предусматривающая ответственность за торговлю людьми с максимальным наказанием в 15 лет лишения свободы.
Выпуск N 219 (745) от 19 ноября 2003 г. [ N 218 ] [ N 220 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]