[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 200 (726) от 22 октября 2003 г. [ N 199 ] [ N 201 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
В представлении обычных законопослушных людей наша уголовно-исполнительная система - это тюрьмы, СИЗО, колонии. Но сегодня в УИС действует более 650 промышленных и сельскохозяйственных предприятий, на которых трудятся свыше 300 тысяч осужденных.
В прошлом году в "зоне" произведено товарной продукции на 12,3 миллиарда рублей при ассортименте почти 100 тысяч изделий! Недавно на ВВЦ открылась выставка-ярмарка "Товары и технологии предприятий уголовно-исполнительной системы".
- На этой выставке представлены лучшие образцы нашего производства, - говорил мне знакомый генерал из ГУИНа. - К сожалению, изношенное и устаревшее оборудование и низкая профессиональная квалификация контингента тормозят продвижение наших товаров на рынок.
Прав генерал: не тот нынче спецконтингент пошел. Среди осужденных все больше и больше людей не только без рабочей профессии, но и вовсе безграмотных. Именно для таких в "зоне" действуют 510 профучилищ и их филиалов, где свыше 82 тысяч осужденных обучают почти 200 рабочим профессиям и трудятся там 4193 инженера и педагога. А для малограмотных в колониях есть 445 школ и учебно-консультационных пунктов, в которых более 3 тысяч учителей "сеют разумное, доброе". Сегодня вся эта учебно-профессиональная база, без которой немыслима нормальная работа предприятий УИС, оказалась в подвешенном состоянии.
Дело в том, что еще 13 лет назад, при советской власти решением российского Минфина финансирование оплаты труда педагогов профучилищ возложено на бюджеты субъектов РФ. В свою очередь ряд республик, краев и областей передал эти функции местным, муниципальным бюджетам. Аналогичная ситуация складывается и с общеобразовательными школами при исправительных учреждениях. Существующая разноуровневая система финансирования вступила в противоречие со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ. В ней четко записано, что из федерального бюджета финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности или в ведении органов госвласти. А ведь учебно-материальная база образовательных заведений при исправительных колониях как раз и является федеральным имуществом, закрепленным за УИС.
Многие губернаторы воспользовались этим противоречием и потихоньку сворачивают финансирование школ и профучилищ в колониях. Руководители министерств юстиции и образования по этому поводу бьют тревогу. Они направили письмо премьеру Михаилу Касьянову, в котором предлагают вернуться к финансированию образовательных учреждений УИС из федерального бюджета. После этого, по поручению правительства, Минобразования подготовило проект о передаче профессиональных училищ в ведение Минюста. Однако вряд ли этот документ будет утвержден в ближайшее время. Источники из Минфина намекают, что дополнительные средства на обучение осужденных проектом федерального бюджета не предусмотрены. Не проявляют энтузиазма по этому поводу и губернаторы: им и вовсе нет резона содержать за счет областного бюджета объекты федеральной собственности. А коль так, то Минюсту, в ведении которого находится все "тюремное хозяйство", ничего не остается, как бить челом и уговаривать руководителей субъектов РФ сохранить финансирование вышеозначенных учреждений УИС до принятия правительством окончательного решения по этому вопросу.
Думаю, большинство губернаторов все-таки хорошо понимает, насколько важно сохранить расположенную на их территории учебно-производственную базу исправительных колоний. Поэтому придется раскошелиться, иначе выйдет себе дороже. Не дай Бог, в "зоне" с немалым количеством преступников остановится производство и закроются школы! От безделья зэков потянет на что угодно, только не на благородные дела и поступки. Этот банальный вывод не раз проверен тюремной практикой. Да и подавляющее большинство осужденных на сугубо добровольных началах желают учиться и работать. Так и срок летит быстрее. В свое время даже зять генсека КПСС Брежнева, зам. министра внутренних дел Юрий Чурбанов, оказавшись в колонии, освоил профессию слесаря, не гнушался работы кочегара.
Выпуск N 200 (726) от 22 октября 2003 г. [ N 199 ] [ N 201 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]