[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 20 (558) от 4 февраля 2003 г. [ N 19 ] [ N 21 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
1 февраля, а по сути со вчерашнего дня, вступил в силу последний из обновленных кодексов -- Гражданский процессуальный.
Нельзя сказать, чтобы он уж очень сильно отличался от своего предшественника, кодекса 1964 года. Однако ряд различий как в лучшую, так и в худшую сторону все же наблюдается.
Для начала попробуем объяснить, для чего вообще нужен Гражданский процессуальный кодекс. С кодексом уголовно-процессуальным, а тем более уголовным, вроде бы все понятно - могут посадить. Гражданские же правоотношения на первый взгляд более безобидны -- столкновение с ними за решетку не приведет. Но тем не менее с ГПК мы сталкиваемся намного чаще, чем с "уголовкой". Гражданский кодекс регламентирует такие явления, как развод с разделом имущества и детей, жилищные споры, увольнения с работы, факты пропажи человека и т.д. А ГПК устанавливает правила, по которым осуществляется гражданский процесс в суде.
Итак, теперь гражданские процессы будут проходить без народных заседателей. Один из разработчиков нового кодекса депутат Павел Крашенинников с изрядной долей гордости заявил "Новым Известям", что именно он был инициатором выведения представителей народа из гражданских судов. По его словам, он ни в коем случае не хотел лишать народ права осуществлять правосудие (которое гарантировано статьей 32 Конституции). Просто раньше народных заседателей приглашали с предприятий, которые находились на подведомственной суду территории. Теперь же многие потенциальные заседатели работают в частных организациях. Депутат предположил, что руководство фирм вряд ли захочет отпускать своих сотрудников выполнять почетную обязанность по отправлению правосудия. Поправка была принята большинством голосов, и гражданский процесс лишился представителей народа.
Правозащитники и независимые эксперты, наблюдавшие за разработкой нового ГПК, считают, что народных заседателей "ликвидировали" совсем по другой причине. Недавно был принят федеральный закон о народных заседателях судов общей юрисдикции, который заменил прежнюю процедуру приглашения народных представителей на систему жеребьевки. Среди выбранных таким образом заседателей стали попадаться люди от суда независимые, которые осмеливались спорить с профессиональными служителями Фемиды, а порой и вообще отказывались подписывать заведомо заказные решения.
Теперь гражданские дела будут рассматриваться судьей единолично и лишь в редких случаях -- тройками из трех судей. По словам эксперта Независимого экспертно-правового совета Владимира Миронова, такого правосудия нет ни в одной из европейских стран. В Англии, например, до 70% дел рассматриваются общественными судами. А в России суды стараются сделать профессиональными, что грозит воцарением так называемого телефонного права.
Защищая свое ноу-хау по выведению народных заседателей из гражданских процессов, Павел Крашенинников назвал его одним из способов борьбы с волокитой. Председатель комитета по законодательству полагает, что раз судье не придется состыковываться с народными заседателями (которые могут заболеть, опоздать, уехать в командировку и т.д.), то суды будут быстрее работать.
Но общественники, которые каждый день сталкиваются с пресловутой волокитой в судах, не согласны с именитым депутатом. На стадии разработки ГПК они предлагали запретить судьям самовольно переносить заседания. Что скрывать, любят судьи назначать по десятку дел на один день. Одно-два они еще успевают рассмотреть, а остальные автоматически переносят. Депутаты же к предложению правозащитников не прислушались. Они, правда, отвели судьям всего пять дней на возбуждение гражданского дела, но одновременно проголосовали за введение безлимитных сроков подготовки произвольно определяемых сложных дел. Так что гражданам вряд ли приходится рассчитывать на сокращение сроков судебных тяжб. Волокита живет и здравствует.
Но есть у нового кодекса и свои плюсы. Назовем некоторые из них. Восстановлено право вести аудиозапись без разрешения суда. Из текста кодекса исключено абсурдное понятие "достоверных доказательств" - доказательств, соответствующих действительности, которую, казалось бы, еще только предстоит установить. Также исключена оценочная норма о запрете допроса в качестве свидетелей лиц, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания. Со сторон, участвующих в процессе, снято обязательство оплачивать экспертизы, назначенные и проведенные по инициативе суда. Согласно новому ГПК, снизился штраф за нарушение порядка в зале суда и за неявку на процесс свидетелей и переводчика - с 50 до 10 МРОТ.
Одним из главных преимуществ ГПК эксперты считают введение такого понятия, как защита публичных интересов. Это значит, что при отмене судом какого-либо правового акта это решение распространяется на всех лиц, чьи интересы он затрагивал. Скажем, раньше инвалидам приходилось носить с собой решение суда, чтобы доказать водителю "маршрутки" свое право на бесплатный проезд. Теперь единожды вынесенное судебное решение распространяется на всех инвалидов без предъявления дополнительных предписаний.
Трудно, правда, себе представить, как эта норма ГПК будет реализовываться в жизнь. Одному-то человеку порой трудно добиться исполнения судебного решения по его делу, а тут целая гвардия пострадавших, которая еще и ссылается на никому неизвестный прецедент.
Есть и другой момент. Новый ГПК, утверждают юристы Независимого экспертно-правового совета, пуще прежнего усилил неравенство властей и простых граждан перед законом. Общественные организации могут представлять интересы только обратившихся к ним граждан, а госорганы безгранично вольны в обжалованиях нормативных актов.
По словам Владимира Миронова, ГПК по сути превратил гражданское судопроизводство в соревнование - кто быстрее долетит до Верховного суда. Как не трудно догадаться, в большинстве случаев победителей придется искать среди министерств и ведомств. Согласно новому ГПК, если суд единожды вынесет вердикт о законности того или иного постановления или приказа, то общественники не то что не смогут его оспорить, они даже жалобу по этому же основанию подать не смогут.
Новый ГПК вообще до неузнаваемости изменил порядок обжалования судебных решений. По словам Павла Крашенинникова, отныне кассационные инстанции будут изучать все материалы дела по существу, что несомненно усилит страховку от судебной ошибки. Но если кассационное рассмотрение не принесет желаемого результата, говорят оппоненты депутата, то надзорная инстанция тоже вряд ли что-то изменит. Новый ГПК, во-первых, ограничил сроки надзорного обжалования одним годом и, во-вторых, сократил круг лиц, которые могут обратиться в президиумы судов.
Такая система обжалования, по мнению председателя комитета "За гражданские права" Андрея Бабушкина, значительно ограничила права граждан на реабилитацию по делам, которые касаются увольнений с работы, выселения из квартир, лишения родительских прав, жалоб на неправомерные действия должностных лиц. Получается, что человек, подвергшийся гонениям при одном начальстве, не сможет добиться справедливости ни через пять, ни через десять лет, когда это самое начальство сменится.
Новый ГПК значительно ослабил полномочия прокуратуры. Чиновники этого ведомства, вплоть до генпрокурора, отныне лишены права вмешиваться во все дела на любой их стадии. Им рекомендовано сконцентрировать внимание на тех процессах, в которых они участвовали изначально. Исключение составляют лишь случаи, когда речь идет о государственных (федеральных и муниципальных) интересах и правах недееспособных граждан.
Как будет житься и судиться народу и его слугам по новым правилам, покажет время. Пока же жалобы, поданные до введения нового ГПК, будут рассматриваться по нормам старого кодекса до 1 июля этого года.
Выпуск N 20 (558) от 4 февраля 2003 г. [ N 19 ] [ N 21 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]