[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 188 (714) от 6 октября 2003 г. [ N 187 ] [ N 189 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Сегодня в Государственной Думе пройдут общественные парламентские слушанья по проекту Федерального закона об общественном контроле над местами лишения свободы.
В первом чтении закон уже принят 16 сентября. Причем, достаточно дружно: из присутствующих 385 депутатов проголосовало "за" 85,6%, "против" - ни одного. Однако на легкое прохождение последующих стадий, второго и третьего чтения, надеяться не приходится. Такой прогноз подсказывает вся многострадальная история этого закона. Дума предыдущего созыва уже принимала его во всех трех чтениях, но затем Совет Федерации закон отклонил. Так что новому составу Думы пришлось начинать с нуля.
И вот за три месяца до окончания сроков депутатских полномочий пройден только первый этап. Но инициатор законопроекта бывший депутат Думы В. Борщев и те, кто его представляет Думе: В. Зоркальцев, С. Ковалев и другие члены думского комитета по законодательству, не теряют надежды.
Сегодняшние общественные чтения должны внести последние коррективы, чтобы последующие обсуждения завершились успешно. И вступивший в силу закон помог бы, наконец, решить проблему, которую председатель комитета Госдумы по законодательству В. Зоркальцев назвал национальным бедствием. Потому что, как выразился он, "тюрьма в нынешнем ее виде перемалывает генофонд России, бьет по самому молодому, работоспособному и активному населению". По приведенным им данным за последние 10 лет через тюрьмы и колонии прошло 4 млн. человек, а тюремное население увеличилось почти в полтора раза. Все эти люди, пройдя ад наших "мест лишения свободы", вернуться в общество (кто, конечно, доживет до освобождения) окончательно искалеченными морально. И всем нам придется за это расплачиваться...
По мнению Ю. Калинина, отнюдь не правозащитника, а заместителя министра юстиции и куратора мест заключения, из тюремного населения страны только 12-16 % - люди действительно опасные для общества. Остальные не примыкают к криминальной среде и лишь при определенных условиях могут в ней оказаться. Государство не в состоянии ликвидировать эти условия. Вся надежда на помощь общества. И главным образом на "общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания". А также "на содействие общественных объединений деятельности этих мест".
В цивилизованном мире накоплен богатый опыт подобной работы. В Великобритании, например, общественные контролеры, именуемые визитерами, существуют уже более ста лет. И совместно с тюремным ведомством они своевременно разрешают конфликты, способствуют тому, чтобы заключенные не зверели в тюрьмах, а становились нормальными гражданами. Сегодня с британским и другим заграничным опытом знакомо уже много россиян. И депутатов, и сотрудников Минюста, и начальников колоний, и правозащитников. Именно эти поездки привели к идее нового закона. А помощь британского посольства, Совета визитеров Англии и Уэльса, а также других ведомств, связанных с тюрьмами, позволили обучить будущих учителей, чтобы затем готовить российских общественных контролеров. Так что вроде бы дело за малым: как можно быстрее принять закон, на проекте которого есть уже визы и правительства, и Минюста. И Администрация президента "не возражает". Однако бдительность терять не стоит.
При "первом чтении" законопроекта главным оппонентом его выступил представитель президента А. Котенков. Сказав все положенные слова о чрезвычайной важности самой идеи, он проявил вдруг отеческую заботу о будущих общественных контролерах, опасаясь за их безопасность. В конечном счете, все свелось к тому, что нельзя допустить разговора общественника с заключенным без свидетелей. Законопроект предполагает, что сотрудники колонии видят беседующих, но не слышат их. А иначе можно ли рассчитывать на откровенность зека? Кстати, об адвокатах такой заботы не проявлено: они беседуют один на один. И ничего страшного не происходит. Особо буйные преступники тоже не проблема. Англичане, например, устраивают диалог с ними через непробиваемое стекло.
Уже при подготовке к первому чтению прокурорское лобби добилось, что посещение мест заключения должно быть заранее с ними согласовано: в прокуратуру представляется трехмесячный план работы контролеров. Вполне можно ожидать, что в этот пункт допишут обязанность указывать число и час посещения. Какая уж тут внезапность проверки? Для сравнения: в Англии у председателя совета визитеров своя связка ключей от всех камер и визитеры имеют право навещать заключенных в любое время. Это вовсе не значит, что они находятся в конфронтации с тюремной администрацией. Право вмешательства в дела администрации им не дано. Визитеры лишь информируют ее о выявленных недостатках. Но если эта информация будет проигнорирована - не взыщите. О ней узнает самое высшее тюремное начальство. И общественность. Кстати, и наш законопроект предполагает такой алгоритм.
Есть в законопроекте и еще, одно место, которое наверняка вызовет отчаянное сопротивление. Скорее всего, под коверное: при публичных обсуждениях представители МВД подозрительно помалкивают. А ведь законопроект покушается на контроль камер для задержанных и изоляторов временного содержания, что находятся при отделах милиции. Именно на этих, абсолютно закрытых для общества территориях совершаются сегодня массовые преступления: пытки, принуждение к даче ложных показаний. (В предыдущем номере ЗРКИ мы об этом рассказывали). Законопроект под давлением заинтересованных, а точнее не заинтересованных ведомств был уже достаточно "отредактирован". Отступать дальше некуда. Иначе вся идея контроля обернется фарсом. Так что повторюсь: нельзя терять бдительность. Мы, избиратели должны сейчас пристально следить за голосованием наших избранников... Не дожидаясь, пока закон будет принят, общественный фонд "Социальное партнерство" (председатель правления В. Борщев, президент Л. Волкова) уже начали подготовку его исполнителей. Создана "школа общественного инспектора", обучение в которой рассчитано на несколько лет. На первых уроках этой школы собравших правозащитиков юга России, присутствовал и ваш корреспондент. И на собственном опыте убедился, как трудно контролировать ИВС: у милиции есть множество возможностей вешать лапшу на уши.
Законопроект предполагает, что крупные правозащитные организации рекомендуют кандидатов в члены наблюдательных комиссий (общественных контролеров). Затем Уполномоченный по правам человека РФ О. Миронов утверждает их, и они получат право беспрепятственно посещать места лишения свободы. Тут возникает множество проблем. И первая из них: как отобрать достойных? Честных, профессиональных, способных на беспристрастное разбирательство, на сотрудничество? Требуется еще множество важнейших качеств. Руководитель психологической службы Краснодарского ГУИНа Наталья Стрельникова просвечивала всех нас личностными тестами. У некоторых выявлялось, например, "чувство спасателя", когда человек априори считает жалующегося зека правым. Такой контролером, естественно, быть не может. Не годны к этой работе также люди, не способные переключаться, впускать в себя новую информацию, не умеющие себя восстанавливать после пережитого и пр., пр. Словом, набрать "общественных инспекторов", соответствующим всем требованиям, будет очень сложно. Тем более, учитывая размеры нашего тюремного архипелага. Только тюрем СИЗО и колоний у нас более тысячи. А сколько еще различных "обезьянников" и ИВС в милиции! Но как говориться в Библии, на каждый день своя забота. Сейчас бы поскорее принять закон, от которого зависит наша общественная безопасность. Потом же будем учиться, учиться и учиться. И уж тогда: добро пожаловать в тюрьму!
Выпуск N 188 (714) от 6 октября 2003 г. [ N 187 ] [ N 189 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]