[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 181 (707) от 25 сентября 2003 г. [ N 180 ] [ N 182 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Сократить тюремное население России и либерализовать карательную политику государства решил президент Владимир Путин.
Он внес в Государственную думу проект федерального закона "О приведении Уголовно-процессуального кодекса России и других законодательных актов в соответствие с федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"". Это не первый документ, который депутатам предлагают обсудить и принять в рамках реформы российского уголовного правосудия.
Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Минюста едва поспевает за реформой уголовно-исполнительной системы. Инициатор новых законопроектов в рамках реформы - администрация президента, а точнее, специальная экспертная комиссия, которая была создана несколько лет назад и работает под руководством замглавы администрации президента Дмитрия Козака.
Либерализация наказаний и исключение из перечня уголовно наказуемых мелких правонарушений, безусловно, благое начинание, но администрация президента и Минюст руководствуются не только гуманными соображениями. Тюремное население России, по данным Минюста, почти 900 тыс. человек, не считая подследственных в СИЗО, - около 300 тыс. На их содержание Минюсту, в ведение которого несколько лет назад из МВД передали ГУИН, требуется все больше денег. Проблему финансирования учреждений уголовно-исполнительной системы хотят решить, сократив численность заключенных.
Во внесенном в Госдуму законопроекте говорится о расширении практики применения альтернативных видов наказания, которая требует изменений норм Уголовно-исполнительного кодекса. Комментируя законопроект, Дмитрий Козак сказал, что документ уточняет, в частности, порядок исполнения наказания в виде штрафа за экономические преступления. В поправках, по его словам, учтена проблема переводов осужденных из воспитательных учреждений в исправительные колонии, что должно уменьшить влияние на них криминогенной среды. Предполагается также позволить осужденным больше общаться с родственниками.
"Столичная" попросила прокомментировать новый законопроект известных российских правоведов и адвокатов. Большинство специалистов начинание президента приветствуют. Вот что сказал адвокат Борис Кузнецов:
- Это очень актуальный законопроект. Он, конечно, не столь актуален, как заказные дела, когда один предприниматель заказывает милиции провокации в отношении другого. Я с такими делами каждый день сталкиваюсь. Экономические преступления куда менее опасны, чем убийства, грабежи и торговля наркотиками. Поэтому я считаю, что наказание за экономические преступления не должно быть связано с лишением свободы.
Адвокат Сергей Беляк считает, что либерализация уголовно-исполнительной системы должна начаться с судов.
- Сейчас санкцию на арест дает суд, но следственные органы успели приноровиться к этой новой для них ситуации и облюбовали наиболее покладистые суды, - говорит Сергей Беляк. - Наказания, предусмотренные в УК, слишком суровы. Новый УК пролоббировали прокуратура и МВД. Либерализация прежде всего требует определиться с мерами наказания по хозяйственным преступлениям. Если человек украл, как его перевоспитаешь в тюрьме или в лагере? Его нужно обязать выплатить штраф; если нет денег - описать имущество, если нет имущества - отправить работать. Я совершенно не понимаю, зачем сажать, к примеру, Гусинского: он что, общественно опасный человек? У нас 80-90% заключенных сидят за кражи, мошенничество, за то, что акции не поделили друг с другом.
- Это первый шаг в правильном направлении. Кодекс, который был принят в 1997 году, гораздо более жесткий, чем предыдущий. И в некотором отношении даже более жесткий, чем сталинский. Если в предыдущем кодексе максимальный срок заключения был 15 лет, то в новом кодексе его увеличили до 25 лет, а по совокупности преступления - и до 30 лет. Таких жестоких наказаний не было даже в сталинском кодексе. Все это привело к росту количества заключенных, - сказал "Столичной" руководитель Центра содействия реформе уголовного правосудия Валерий Абрамкин. - Начали применять амнистии в широких масштабах, чтобы как-то сгладить жесткость нового кодекса. Такая жесткая уголовная политика привела к маргинализации населения - все больше становится людей, которые не способны к самостоятельной жизни. Потому что многие из тех, кто долго просидел в тюрьме, уже не способны строить самостоятельно свою жизнь.
По словам Валерия Абрамкина, в России каждый четвертый мужчина прошел через колонию или тюрьму. И к властям постепенно пришло понимание, что лучше не отправлять за решетку людей, не представляющих опасности для общества.
Выпуск N 181 (707) от 25 сентября 2003 г. [ N 180 ] [ N 182 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]