[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
На этой неделе помимо главных финансовых документов страны, выраженных в виде бюджетов различных фондов и большого федерального бюджета на следующий год, депутаты смогут попробовать свои силы в борьбе за создание гражданской системы контроля за тюрьмами.
Возможно, это связано с большим количеством голосов граждан, которые на сегодняшний день находятся если не в тюрьмах, то в камерах предварительного заключения. Кроме того, печальная статистика показывает, что в России практически в каждой семье есть человек или близкий родственник, который когда-либо привлекался к суду или, не дай Бог, находился в местах принудительного содержания.
Волей-неволей, но проект федерального Закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности", внесенный в Государственную Думу депутатами Виктором Зоркальцевым, Александром Давыдовым, Сергеем Ковалевым, Екатериной Лаховой, Гаджи Махачевым, Александром Чуевым, Анатолием Чекисом, Татьяной Ярыгиной, должен будет вызвать широкую дискуссию среди депутатов. Согласно русской пословице, от тюрьмы и от сумы зарекаться не стоит, а так как сумой у нас многие власть имущие обладают, то про тюрьму забывать не приходится. Про контроль гражданского общества у нас в стране только с высоких трибун говорят, а реально передать ему контроль боятся. Дескать, в этом случае преступные группировки создадут подконтрольные им структуры гражданского общества и начнут влиять на систему содержания и охраны заключенных.
Однако мировой опыт показывает, что осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания является мощным стимулом для исправления граждан, однажды оступившихся на своем жизненном пути. Да и вся система общественно-лагерных отношений среди заключенных, сформированная в тюрьмах боровшимися за освобождение мирового пролетариата коммунистами, свидетельствует, что если государство не может гарантировать зекам соблюдение их прав, то зеки сами их начинают формировать и гарантировать. В таком случае однажды попавшийся гражданин оказывается втянут в круговую взаимозависимость преступных кланов и остается там навсегда.
После вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в сфере гражданского контроля за содержанием заключенных обнаружился правовой пробел. Сам кодекс предусматривает содействие общественных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания. Кроме того, согласно УИК РФ общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Сходная норма содержится и в Законе Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Но самого закона, который бы определил полномочия и порядок контроля обществом тюремных помещений, пока нет. Вот депутаты и предложили свое видение этого процесса.
Внесенный законопроект направлен на регулирование различных форм общественного контроля и попечения над местами принудительного содержания. При этом общественный контроль не должен быть ограничен только следственными изоляторами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, поскольку безусловное соблюдение прав человека необходимо в отношении всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. Поэтому законопроект предусматривает осуществление общественного контроля в местах административного или дисциплинарного задержания и ареста, изоляторах временного содержания, центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей. Проект закона предписывает необходимость создания общественных наблюдательных комиссий, определяет порядок их формирования и наделения их членов полномочиями. Кроме того, он регламентирует порядок осуществления общественными объединениями содействия работе учреждений и органов пенитенциарной системы, а также определяет гарантии общественного контроля.
То есть если "братки" создали комиссию "под себя", то у государства будет возможность ее распустить. Лишь хорошей (сего точки зрения) комиссии надзиратели не смогут отказать в любезности оказать посильную помощь обездоленным заключенным. Если у администрации мест принудительного содержания имеются основания полагать, что осуществление кем-либо из членов общественной наблюдательной комиссии своих полномочий может повлечь за собой серьезные нарушения режима, администрация имеет право не допустить общественного контролера на территорию. Но и комиссия вправе применять определенные формы контроля за реализацией администрацией указанного правомочия и может обжаловать ее действия. Особую роль в таком народном контроле за тюрьмами решили возложить на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, который вроде бы должен за всем за этим тщательно следить, хотя у него и других дел достаточно.
Вот таким предвыборным подарком смогут порадовать заключенных народные избранники на этой неделе. Правда, закон планируется рассмотреть только в первом чтении, а, значит, на его доработку могут уйти месяцы и годы. Так что у меня к читателям большая просьба: не планируйте свое пребывание в местах лишения свободы в ближайшие два-три года. Покатам пожаловаться кому-нибудь "из гражданских" возможности не будет.
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]