[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Сегодня в Саратове завершается встреча представителей Совета Европы и российских чиновников, посвященная роли общественных организаций в реформировании российской уголовно-исправительной системы.
Встреча выявила противоречия в позициях сторон. Минюст РФ предпочел бы отправить общественные организации в тюрьму -- европейцы же, наоборот, хотят выпустить осужденных и отдать их общественникам на поруки.
Во встрече участвовали: заместитель министра юстиции России Юрий Калинин, руководитель департамента криминальных проблем директората Совета Европы Ханс-Юрген Барч, эксперт Совета Европы Норман Бишоп, а также саратовский губернатор Дмитрий Аяцков. "Вообще, нынешняя тюрьма -- уникальный институт, где каждый может получить образование, профессию",-- рекламировал подведомственные ему учреждения Юрий Калинин. А главная задача общественных организаций, по его словам,-- помочь сформировать в каждом осужденном установку на нормальную жизнь.
Из доклада эксперта Нормана Бишопа выяснилось, что Совет Европы видит роль общественных организаций несколько иначе. По словам господина Бишопа, в Европе действуют правила по общественным санкциям и мерам. Они направлены в основном на сокращение срока пребывания осужденного в тюрьме и его реабилитацию. Ею, согласно правилам, как раз и занимаются общественные организации. Если человек освобождается досрочно или попадает под домашний арест (такой метод наказания за незначительные правонарушения действует в ряде стран Европы), он попадает под опеку социально ответственных граждан или групп граждан, которые следят, чтобы вчерашний правонарушитель нашел работу, занимался спортом, лечился от алкогольной или наркотической зависимости, если таковая имеется. Такой ненавязчивый контроль защищает общество от рецидива преступления, считает господин Бишоп.
Корреспондент "Ъ" попросил Юрия Калинина объяснить, каким образом Министерство юстиции собирается найти хорошего друга каждому вышедшему на свободу осужденному. Господин Калинин признал, что это будет непросто. В Швеции, откуда родом Норман Бишоп, на 8 млн населения только 4,8 тыс. человек сидят в тюрьмах. И общественные организации там развиты гораздо лучше, чем в России. У нас же, по словам Юрия Калинина, правозащитники только недавно перестали воспринимать тюрьму как ГУЛАГ, но все равно уделяют внимание в основном условиям содержания, забывая, что человеку надо помогать и до посадки, и после. Эта ситуация, считает замминистра, изменится, но не сразу. Возможно, после того, как будет принят федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии общественных объединений их деятельности". Напомним, что в минувший вторник этот закон, одобренный президентом, был в первом чтении принят Думой. Согласно документу, для надзора за соблюдением прав человека в тюрьмах будет создана специальная комиссия, напоминающая британский Совет визитеров, который следит за условиями содержания заключенных в тюрьмах уже более 100 лет. Члены этой комиссии, как и британцы, будут проверять, чисто ли в камерах, нет ли в них неприятного запаха, как питаются осужденные и хорошо ли они одеты. Правда, в отличие от западных коллег, наши заключенные не смогут рассчитывать на то, что их жалобы на плохие условия содержания поступят через членов комиссии непосредственно к министру внутренних дел. Этот пункт новым законом не предусмотрен.
В каждом российском регионе правозащитники и депутаты предлагают создать комиссии из десяти человек. Кандидатов в члены комиссий будут выдвигать местные правозащитные организации, зарегистрированные и действующие на территории РФ не менее пяти лет. Списки тех, кто захочет наблюдать за жизнью заключенных, будут утверждаться уполномоченным по правам человека при президенте. У членов комиссии будет доступ во все места принудительного содержания, и ходить по тюрьмам они смогут в соответствии с заранее утвержденным планом, в котором будет указано, куда именно они собираются отправиться с проверкой в ближайшие полгода. Правда, в этом списке не будут указываться ни месяцы, ни числа, поэтому начальникам колоний и тюрем придется быть готовыми к визиту каждый день в течение полугода.
Выпуск N 177 (703) от 19 сентября 2003 г. [ N 176 ] [ N 178 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]