[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 134 (660) от 22 июля 2003 г. [ N 133 ] [ N 135 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Уже сегодня, возможно, некоторые москвичи найдут в своих почтовых ящиках повестку в суд. Не пугайтесь и не пытайтесь припомнить, когда вы преступили закон. Скорее всего вас вызывают в храм Фемиды... присяжным заседателем.
Уже на 4 августа назначено первое заседание суда присяжных в столице. На днях Мосгорсуд удовлетворил просьбу 25-летнего подсудимого Игоря Бортникова и его сообщников о рассмотрении их дела с присяжными заседателями. Интересное совпадение: молодые люди обвиняются в разбойном нападении и убийстве зятя одного из служителей Фемиды. И почти каждый москвич может стать их судьей.
Полковник ВВС Валерий Барков приоткрыл "МК" завесу тайны совещательной комнаты присяжных заседателей. Около года назад он был приглашен на эту ответственную роль Московским областным судом. Недавно Барков и его коллеги оправдали чиновника, обвинявшегося во взяточничестве. Его, а также других экспертов мы попросили рассказать о неожиданностях и сюрпризах, с которыми столкнутся будущие присяжные.
-- После первого заседания мы были уверены, что подсудимый совершил преступление, -- признается бывший присяжный. -- А после вынесения оправдательного вердикта прокурор сказал, что мы выпустили на свободу вора. Но если это так, то я -- очень недалекий человек.
Недалеким полковника Баркова никак не назовешь. Минуло 33 года, как Валерий Михайлович окончил Московский энергетический институт и поступил на службу в ВВС механиком. Он чинил самолеты в Запорожье, на Новой Земле, в полку героя Алексея Маресьева, менял системные блоки в легендарном самолете "Миг-25", который летчик Беленько угнал с Дальнего Востока в Японию. Прежде чем стать полковником, Валерий Барков горел в вертолете и пережил не одну жесткую посадку. В общем, прошел огонь и медные трубы... Последние 14 лет полковник служит в части неподалеку от Балашихи в должности начальника группы эксплуатации коммунальных сооружений ВВС. Когда офицеру Баркову пришла повестка с вызовом в Московский областной суд, он не стал противиться и с военной точностью явился в храм правосудия в назначенный час.
-- А что, я мог отказаться? Надо же, я и не знал, -- по-детски удивился Валерий Михайлович, когда я сказала, что участие в суде присяжных -- дело добровольное. -- Мы же военные, привыкли подчиняться приказам без лишних расспросов. Ну и потом, любопытно стало, когда узнал, что судят такого же хозяйственника, как и я.
СУЕВЕРИЯ О ПРИСЯЖНЫХ
От судьи: если накануне формирования коллегии полнолуние, значит, каждый второй присяжный -- на учете в ПНД.
Судьи встречаются, судьи влюбляются, женятся...
Из полутора тысяч жителей области, вызванных в тот день в Мособлсуд наравне с Валерием Барковым, пришли 60 человек. Планировалось сформировать три коллегии присяжных для рассмотрения трех разных уголовных дел. Выбирали по 12 присяжных и по двое запасных в каждую коллегию. Кстати, "запасники", так же как и "основной состав", обязаны присутствовать на всех заседаниях. Только вот в вынесении вердикта они не участвуют.
Выбор у судьи, прямо скажем, невелик: ведь и прокурор, и адвокат вправе исключить не понравившихся кандидатов. Двух -- без всякой причины, из личной неприязни, и сколько угодно -- если есть веские основания. Также в присяжные стараются не брать священников из-за излишней гуманности, учителей -- из-за склонности всех поучать... Едва ли случится так, чтобы все присяжные оказались женщинами или пенсионерами.
А чтобы узнать подноготную будущего заседателя, судья, адвокат и прокурор задают кандидатам разные, зачастую откровенно провокационные вопросы:
-- Судья сказал, что мы будем рассматривать уголовное дело по обвинению чиновника во взяточничестве, -- вспоминает отбор своей коллегии полковник Барков. -- Помню, прокурор и адвокат спрашивали, как мы относимся к мздоимству, не мешают ли наши моральные принципы судить. Каждый получил свой номер, для упрощения процедуры. Я был под номером девять. Двух или трех человек, от которых разило спиртным, исключили сразу. А вообще, публика подобралась разношерстная...
Был, например, в этой коллегии кочегар, хронический алкоголик, который ушел в запой в разгар процесса. Выяснилось, что живет пропойца в военном городке неподалеку от части полковника Баркова. По просьбе судьи офицер ездил к нему домой и буквально оттаскивал нерадивого соседа от бутылки. Благодаря совместным усилиям Баркова и начальника военного городка, пригрозившего забулдыге увольнением, кочегар, хоть с красными глазами и опухшим носом, но все же являлся на следующие заседания.
Ничем не лучше оказался неудачливый изобретатель, который мечтал сделать открытие мирового масштаба, но вместо этого чинил часы коллегам-присяжным. Его тоже пришлось спасать от зеленого змия во благо правосудия. А деревенский шофер Сергей и скромница Наташа познакомились только в суде и так понравились друг другу, что после процесса поженились! Да и остальные присяжные довольно быстро разбились на "кружки по интересам". Кулибин сдружился с инженером, наш герой нашел себе родственную душу -- тоже военного...
Старшиной избрали бравую пенсионерку, заявившую, что ей заседать в судах не впервой. Новоиспеченные заседатели поклялись "...не оправдывать виновного и не осуждать невиновного, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку", и процесс начался.
Присяжные предпочитают сажать, а не судить
-- Меня поразил внешний вид подсудимого, -- делится впечатлениями присяжный номер девять. -- На фотографии, до ареста, это был пышущий здоровьем мужчина, а после года в тюрьме он похудел килограммов на 50. Обвинительное заключение выглядело очень правдоподобно. Всем присяжным показалось естественным, что такой большой чиновник мог получить взятку.
На скамье подсудимых сидел бывший начальник одной из подмосковных таможен. Заявление на таможенника написал его подчиненный -- начальник складов временного хранения нерастаможенных товаров. Ему нужно было продлить лицензию, а чиновник требовал за это взятку. По версии следствия, пострадавший целый год оплачивал разговоры босса по мобильнику и сделал ремонт в его доме. А при обыске в коттедже обвиняемого нашли охотничье ружье без документов. Подсудимый ни в чем не признавался. Про ружье говорил, что это подарок друзей, и он по забывчивости не оформил на него разрешение.
СУЕВЕРИЯ О ПРИСЯЖНЫХ
От адвоката: если перед совещанием присяжных выпить стакан водки, вердикт будет оправдательным.
-- Сомнения в его виновности появились, когда жена принесла смету на ремонт дома, -- говорит полковник Барков. -- Мы убедились, что семья планировала расходы, исходя из ежемесячной зарплаты мужа. А мобильным телефоном он пользовался вполне законно. Его можно упрекнуть только в том, что он попросил так называемого пострадавшего найти бригаду ремонтников. Нельзя обращаться с личными просьбами к подчиненным. Но можно ли за это сажать в тюрьму?
Далеко не всех присяжных заинтересовала криминальная история. Одна дама после двух слушаний заявила: "Я устала, мне все надоело, и вообще, мне сажать надо, меня рассада ждет". Никакие уговоры не подействовали -- присяжная ушла. Тогда-то и пригодился запасной заседатель. Мужчины были в восторге: огородницу заменила... профессиональная фотомодель, работавшая у Юдашкина. Кстати, практика показывает, что к услугам "запасников" приходится прибегать почти на каждом процессе: кто-то из основных "игроков" обязательно "выйдет из игры" по разным причинам.
Вердикт начальнику таможни коллегия выносила в течение четырех часов. Присяжные были единодушны: подсудимый -- не взяточник. Даже неудачник-изобретатель, до последнего кричавший, что все чиновники -- ворюги, признал, что их "клиент" не такой, как все. Больше раздумывать не стали и по статье "взяточничество" единогласно оправдали подсудимого. А все оставшееся время коллеги запальчиво спорили насчет оружия. Мнения разделились фактически поровну. Одни считали, что таможенник не хотел утаивать ружье, а просто забыл его зарегистрировать. Другие судьи говорили, что забывчивость или незнание закона не освобождают от ответственности. В спор включился даже пьяница-кочегар, который стеснялся своего косноязычия и обычно отмалчивался. Проникшись симпатией к подсудимому, он все время спрашивал, за что наказывать человека, если виноваты те, кто подарил незаконное ружье. Выпив несколько бутылок воды и искурив не одну пачку сигарет, присяжные все же решили судить по закону. Коллегия признала таможенника виновным в незаконном хранении оружия, а суд назначил наказание -- год и три месяца лишения свободы. Ровно столько обвиняемый отсидел в изоляторе, поэтому его сразу освободили.
Примерьте мантию
Итак, вы держите в руках повестку из Московского городского суда. Вы -- москвич, и вам уже исполнилось 25 лет, не судимый и не умалишенный, а значит, по закону, вправе вершить правосудие. Списки кандидатов в присяжные заседатели формируются раз в год путем случайной выборки из компьютерной базы избирателей. Судебный процесс может продлиться от двух недель до нескольких месяцев, поэтому за каждый день работы присяжного будут платить ваш дневной оклад или половину заработка профессионального судьи (90 рублей). На время заседания вы официально освобождаетесь от своей основной работы. Один человек не может быть присяжным чаще одного раза в год. С участием присяжных слушаются не все уголовные дела, а только самые тяжкие по просьбе подсудимых.
Перед началом заседания судья рассказывает присяжным о правилах поведения во время процесса, которых, кстати, не так уж и много. Безмолвие -- одна из первых своеобразных заповедей присяжных. Ни словом, ни взглядом, ни жестом народные судьи не смеют выдавать своего отношения к делу. Комментировать выступления адвокатов, прокурора, подсудимого или самого председательствующего заседателям нельзя. Если у присяжного возникает вопрос к кому-то из участников процесса, он пишет его на листке бумаги и передает старшине. А тот, в свою очередь, не нарушая молчания, отдает вопрос председательствующему. Судья вслух зачитывает только те вопросы, которые, на его взгляд, прямо относятся к делу. Участники процесса, к которым они адресованы, обязаны ответить. Бывает и так, что присяжный просит разрешения сходить в туалет или спрашивает номер телефона симпатичной судьи. Понятно, что такие записки оглашать нет надобности. А деликатную просьбу "выйти на пять минут" судья обязательно удовлетворит: улучив момент, объявит перерыв.
Каждый заседатель получает в пользование блокнот и ручку. После процесса, удалясь на вердикт в совещательную комнату, он отвечает на три основных вопроса: а) доказано ли, что преступление имело место; б) что его совершил обвиняемый; в) виновен ли подсудимый в этом преступлении. Совещаться присяжные могут сколько угодно, но желательно не более трех часов. Для принятия оправдательного вердикта достаточно голосов шести заседателей, то есть половины членов коллегии. Вердикт оглашает старшина. Важный момент: присяжные решают только вопрос виновности и невиновности подсудимого, не объясняя своего мнения. Наказание же назначает профессиональный судья в соответствии с вердиктом.
СУЕВЕРИЯ О ПРИСЯЖНЫХ
От подсудимого:
если присяжные много спят в процессе, значит, оправдают.
На сегодня больше половины дел, поступивших в Московский дом правосудия, содержат требования обвиняемых суда присяжных. Будущих отправителей правосудия от народа ждут три самых просторных зала, вновь отремонтированные, оборудованные специальной скамьей и совещательной комнатой. Когда присяжные собираются для вынесения решения, покидать комнату им запрещено. Да и зачем? Присяжных поят чаем, разрешают курить, могут принести еду из буфета, туалет совмещен с комнатой. Судье заходить в святая святых -- совещательную комнату -- воспрещается. Хотя, по слухам, некоторые служители Фемиды нарушают это правило и захаживают к вершителям судеб на чашечку кофе.
Кто попадет в "первый призыв" в Москве, уже известно. Отобраны 93 тысячи человек для городского гражданского суда и 55 тысяч -- для военного. Есть ли в этом списке вы? Ответ -- в управе вашего района: именно там находятся сведения о том, кому в ближайшее время предстоит вершить правосудие. А отбор кандидатов для первого процесса уже состоялся. Правда, результаты его огорчают: из 500 вызванных по списку граждан явилось лишь 28.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
ЗА
Судья Мособлсуда Елена Снегирева:
-- Рассматривать дела с присяжными сложнее и интереснее. Процесс максимально состязательный, прокурору и адвокату приходится много работать, чтобы доказать присяжным виновность или невиновность подсудимого. Вот говорят, что присяжные часто ошибаются. Ничего подобного -- не чаще профессиональных юристов. От ошибок никто не застрахован. А презумпция невиновности обязывает трактовать все сомнения в пользу обвиняемого. В этом и есть смысл суда присяжных -- в оценке всех представленных в суде доказательств и вынесении вердикта по внутреннему убеждению.
-- Получается, суд присяжных -- просто идеальная форма судопроизводства. Неужели в нем нет никаких недостатков?
-- Конечно, недостатки есть. Мы не можем набрать коллегию присяжных, потому что к нам никто не идет. Специалисты, люди с интеллектом выше среднего боятся потерять работу. Начальники не отпускают их, грозят увольнением. Чтобы таких ситуаций не было, желательно уведомлять руководителей о том, что их подчиненные избраны присяжными. Есть еще одна проблема. Хотя, по закону, обжалованию подлежит только приговор, но не вердикт, стороны все равно жалуются на присяжных. Это подрывает доверие к ним и вообще убивает весь смысл данной формы правосудия. По-моему, бессмысленно участие присяжных в процессах в отношении несовершеннолетних, которым нельзя назначать наказание больше десяти лет, и подсудимых, которые признают свою вину.
Адвокат Анатолий Златоустовский:
-- Считаю, что суд присяжных необходим, потому что присяжный заседатель, рассматривающий в суде уголовное дело, живет в том же обществе, что и человек на скамье подсудимых. Вердикт присяжных заседателей должен стать не карой, а воздаянием по заслугам виновному или освобождением от необоснованного обвинения невиновного. Конечно, ничто не может стать гарантией от вынесения ошибочных вердиктов, поскольку присяжные тоже люди со своими достоинствами и недостатками и нет на свете ничего совершенного, за исключением божьего суда. Но хочется верить, что суд присяжных станет местом, где вершится правосудие.
Присяжный Валерий Барков:
-- Суд присяжных может стать благом, если человека пытаются оговорить. В нашей коллегии никто не остался равнодушным к судьбе подсудимого. Признаюсь, нам бывало скучно, и мы едва не засыпали, но важные моменты все слушали очень внимательно. Я даже пожалел, что не получил в свое время юридического образования.
ПРОТИВ
Судья Мосгорсуда Дмитрий Фомин:
-- Фактически суд присяжных придуман ради веры обвиняемых в справедливость правосудия. Подсудимый может не доверять профессиональному суду, обвинять его в продажности и предвзятости. Но двенадцать человек купить невозможно. Как законопослушный гражданин, я уважаю Конституцию, и поэтому не могу быть против суда присяжных. Тем не менее я считаю, что наше общество не готово к этому. Граждане не знают даже о том, кто такие народные заседатели. А то, что в любой момент могут стать присяжными и вершить правосудие, не знают и подавно. Нужно было разъяснять людям, что такое суд присяжных, через телевидение, газеты, но этого не сделали. И в этом главная проблема.
-- А подсудимые действительно жаждут суда присяжных?
-- Да. Из трех дел в моем производстве в двух случаях подсудимые уже "просятся" на суд присяжных. Но у них неверное представление о функции присяжных. Они думают, что присяжные могут дать срок поменьше, но наказание-то назначает профессиональный судья. А еще подсудимые надеются, что непрофессионалов можно запутать, разжалобить, вызвать недоверие к председательствующему. По-моему, единолично дела рассматривать проще и дешевле. Организация суда присяжных -- громоздкая процедура. И очень дорогостоящая. Столько человек придется вызывать и всем отправлять повестки по почте, а членам коллегии платить зарплату.
Подсудимый Михаил Пузырев (имя изменено) признан виновным коллегией присяжных:
-- Я обвинялся в убийстве соседа, но верил в хваленую справедливость присяжных. Все судьи -- продажные, но я не убивал и надеялся, что присяжные мне поверят. А судья запутал коллегию. Он разрешал прокурору говорить, что я судим за кражу и много пил. Какая разница, сколько я пил, если я не убивал?
-- А вы не думаете, что присяжные почувствовали вашу ложь?
-- Какая ложь, вы что! Я обжалую вердикт, и новая коллегия меня оправдает.
Выпуск N 134 (660) от 22 июля 2003 г. [ N 133 ] [ N 135 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]