Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"

Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]

Башкирский террор

Женя Снежкина
Колокол.Ру, 1 июля 2003 г.

По результатам мониторинга, который проводит Московская Хельсинкская группа, Башкирия входит в десятку регионов, где зафиксированы самые серьезные нарушения прав человека.

Так получилось, что сегодняшний призыв правозащитников "МВД Башкирии, руки прочь от граждан!" оказался созвучен предвыборному реву Грызлова "Чистые руки!".

Информация о происходящем в правоохранительных органах Башкирии просачивается с большим трудом - независимых СМИ в регионе практически нет. А между тем, то, что происходит в республике, иначе как террором назвать нельзя: ее жители испытывают постоянную тревогу за своих близких. Башкирский ментовской беспредел таков: хватают, выбивают показания и сажают практически всех, без какого-либо здравого смысла или, не дай бог, стратегии, просто по принципу "что ближе лежит" (стоит, идет, едет).

Приведем несколько примеров.

15 июня 2000 года в квартиру Юнусовых пришел оперуполномоченный Белорецкого ГРУВД Буранов, заявил, что он хочет выяснить некие обстоятельства, связанные с работой Рафаэля Юнусова в ДСУ-6, где тот работал шофером. Рафаэль исчез. Позже выяснилось, что его забрали в милицию, чтобы пытать. Четыре дня в городском отделе управления внутренних дел Юнусова избивали ногами и палками, вышибая из него признания в краже 10 тонн солярки, которую он не совершал. После того как сотрудники милиции, наконец, отпустили Юнусова, он 24 дня пролежал в городской больнице с диагнозом "острая черепно-мозговая травма". Пока Юнусов лежал в больнице, его родственники обратились в прокуратуру города с жалобой на действия сотрудников милиции. Прокуратура ничего на жалобу не ответила, расследования не начала, зато ответил тот самый опер Буранов, который начал угрожать родственникам и требовать, чтобы они забрали жалобу из прокуратуры. Однажды Буранов при свидетелях заявил: "Я все равно его убью. Вывезу в лес и там изувечу так, что вы его не опознаете".

Так и случилось. 30 сентября 2000 года Рафаэля Юнусова нашли в пригороде Белорецка. Его тело было истерзано, на шее видны следы ножевых ранений.

Однако в материалах судебно-медицинской экспертизы в качестве причины смерти была указана пневмония. Только после обращения родственников Юнусова к правозащитникам удалось возбудить уголовное дело по факту его смерти. Дело, правда, быстро замяли, убийцу так и не нашли.

Другой случай. 18 июня 2001 года Сергей Куликов был увезен из дома сотрудниками милиции. Через 2 дня к его жене приехал следователь Туймазинского ГРОВД Ф. Валеев и сообщил, что Куликов подозревается в убийстве женщины. Через 5 дней после возвращения из изолятора временного содержания (ИВС) Сергей рассказал, что его привлекли к административному аресту по сфабрикованному правонарушению (якобы он приставал к женщине). За время его нахождения под арестом его неоднократно избивали и требовали признаться в убийстве женщины, которого он не совершал. Били его руками по животу и по почкам, стальной ложкой по голове, ставили на "растяжку" (шпагат) и давили сверху. Он запомнил фамилии сотрудников, избивавших его, - Валеев и Валитов.

3 июля 2001 года, не объяснив причины, Куликова пригласили якобы к начальнику Службы криминальной милиции г. Октябрьского. На следующий день родственник Куликова нашел Сергея в ИВС Туймазинского ГРОВД - его задержали за очередное вымышленное мелкое хулиганство, которого он не мог совершить.

5 июля Куликова привели в суд. Через 20 минут он вышел из здания суда, оштрафованный на 20 рублей за мелкое хулиганство. Обвинение заключалось в том, что он пьяный размахивал руками на автовокзале г. Туймазы. В период времени с 23 по 29 июня Куликов вместе с женой находились вместе дома в г. Октябрьский, а с 29 июня по 1 июля Сергей был в Уфе, что могут подтвердить многочисленные свидетели. После выхода из зала суда Сергея попросили зайти к начальнику криминальной милиции в сопровождении милиционера. Оттуда Куликов был направлен опять к судье, который изменил решение - на этот раз Куликова задержали на трое суток.

А вот еще случай. 17 октября 2001 года милиционеры под командованием ст. лейтенанта Кагирова задержали гражданина Мухаметова. В ознакомлении с какими-либо документами, обосновывающими его задержание, Мухаметову было отказано. После того как он отказался проследовать в отделение, милиционеры в присутствии жены и детей Мухаметова начали его избивать. Попытка жены прекратить насилие привела к тому, что ее тоже начали бить. Детей грубо оттолкнули, когда они попытались вмешаться. По прибытии в ГРОВД милиционеры решили поместить Мухаметова в медвытрезвитель. Уже в медвытрезвителе задержанный потребовал проведения медицинской экспертизы, в экспертизе ему было отказано, но тем не менее он был задержан почти на сутки.

Эти случаи - только малая толика того, что на самом деле происходит в Башкирии. О них правозащитники и потерпевшие сообщали не только в Генпрокуратуру, но и в МВД. Но министр внутренних дел Башкирии Рафаил Диваев занимает этот пост с 1996 года, и никакие нарушения прав человека его подчиненными не заставили его уйти в отставку.

Нынче в МВД вовсю идет пиар-операция "Чистые руки". Однако чистка рядов башкирского МВД, хотя бы и предвыборная, вряд ли возможна. Во-первых, Уфа - не Москва: там хоть половину милиционеров поувольняй, на общероссийский рейтинг "Единства" такая операция мало повлияет. Другое дело столица - тут и пресса, и шум, и прочие пряники. А вникать во внутрирегиональные дела, ворошить кучу грязного белья, разбираться, кто кому кем приходится в местном раскладе сил и кого можно сажать, а кого нет, министру не с руки. Работает как-то башкирское МВД - и ладно.

Во-вторых, министру-долгожителю Диваеву попросту некого "сдавать" - за восемь лет у подчиненных успевает скопиться достаточное количество компромата на начальника: если кого тронуть - сам потом не рад будешь. Вот и остается жителям Башкирии набираться терпения и ждать, когда, наконец, у президента Башкирии Муртазы Рахимова кончатся все мыслимые сроки полномочий (он глава республики вот уже 12 лет). Тогда придет другой президент, автоматически поменяется все начальство... и все начнется заново.

И будет так продолжаться до тех пор, пока в стране не будут отстроены нормальные механизмы общественного контроля за деятельностью силовых органов, пока прокуратура и МВД не начнут добросовестно исполнять свои служебные обязанности, а не строиться по команде "Чистые руки".

Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации: [ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]