[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Всеобщее ликование по поводу постепенного введения института присяжных омрачено ожиданием, о котором не очень любят распространяться сторонники судебной реформы. Отсутствие суда присяжных хотя бы в одном российском регионе до сих пор является единственным обстоятельством, сдерживающим применение смертной казни в России.
Согласно принятым на себя перед Советом Европы обязательствам, Россия должна была ратифицировать протокол номер 6 Европейской конвенции по правам человека, предусматривающий отмену смертной казни в мирное время, а прежде того, ввести мораторий на смертную казнь. Все это надлежало сделать не позже 1999 года. Всего этого не сделано до сих пор.
Протокол номер 6 Госдума прокатила. Президенты, как прошлый, так и нынешний, на ратификации этого документа особенно не настаивали. Вместо введения моратория на смертную казнь президент Ельцин 16 мая 1996 года сделал некий реверанс в сторону Совета Европы -- издал указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Указ обязывал правительство подготовить законопроект о присоединении к Протоколу, рекомендовал депутатам парламента уменьшить количество статей УК со смертельным исходом и обязал МВД и Прокуратуру гуманно обращаться с приговоренными к смерти. О прекращении смертных казней -- ни слова. На мораторий -- ни намека. Штатные пропагандисты тут же сообщили всему миру, что это и есть мораторий на смертную казнь. Многие этому поверили, в том числе и в Европе. Или сделали вид, что поверили.
Применение смертной казни в стране остановил Конституционный Суд России, вынесший 2 февраля 1999 года решение, согласно которому смертная казнь не может назначаться судами нигде -- ни там, где есть суд присяжных, ни там, где его нет. Ибо все подсудимые имеют равное право на справедливый суд. Это постановление действует и сейчас, и будет действовать до той поры, пока суды присяжных не появятся на всей территории страны.
Суды присяжных действуют сегодня в 83 субъектах федерации. Осталось шесть регионов. Вероятно, последним и самым трудным для судебной реформы регионом окажется Чечня. Возможно, практическая невозможность ввести суды присяжных в мятежной республике останется вскоре последним препятствием для исполнения смертных приговоров в России. Если конечно, законодательная власть не подумает о международных обязательствах России, которые она должна была выполнить еще в прошлом тысячелетии.
Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]