[ Дайджест публикаций центральной прессы и интернет-изданий ]
региональной общественной организации "Правозащитная информация"
Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]
Со вчерашнего дня в Москве формально появились суды присяжных заседателей. По официальным данным Московский городской и окружной военный суды готовы к проведению заседаний с участием судей из народа. Но ни в том, ни в другом суде даты первых слушаний пока не назначены.
Служители Фемиды утверждают, что столичные подсудимые якобы еще не изъявили желания быть судимыми судом присяжных. По информации "РК", в следственном изоляторе "Лефортово" есть по крайней мере один такой желающий. Это обнинский ученый Игорь Сутягин, обвиняемый ФСБ в государственной измене. Он уже несколько месяцев ожидает нового рассмотрения своего дела профессионалами из Мосгорсуда. В принципе, Сутягин мог потребовать рассмотрения своего дела коллегией присяжных еще 1 января этого года, когда в силу вступила третья часть Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая предусматривает введение присяжных на всей территории России. И хотя в тот момент в Москве для присяжных только начинали оборудовать залы и совещательные комнаты, ученый-"шпион" имел все шансы создать прецедент. Используя только свое конституционное право на рассмотрение дела судом присяжных, которое Москва, как отставший от общего графика субъект федерации, не могла ему обеспечить, он мог бы выиграть дело. Но учитывая тот факт, что само дело Сутягина тянется не первый год, защитники ученого, видимо, решили не усложнять его еще и обращением в Конституционный суд. Однако, как утверждает адвокат Сутягина Анна Ставицкая, теперь ее подзащитный не намерен упускать возможности аппелировать к гуманности и непредвзятости народных судей. Вообще, эта правовая коллизия, которой не захотел воспользоваться Сутягин, со вчерашнего дня не прекратила своего существования. Согласно новому УПК, суды присяжных должны были появиться во всех регионах России с 1 января 2003 года. Еще в начале декабря прошлого года Судебный департамент при Верховном суде радостно рапортовал, что практически все регионы готовы к судьбоносным нововведениям. Шутка ли, ведь на организацию работы судов присяжных из бюджета было потрачено около 180 миллионов рублей. Но в последний момент депутат Елена Мизулина, некогда протолкнувшая проект нового УПК через второе и третье чтение, вдруг решила затормозить процесс его окончательного вступления в силу. В середине декабря прошлого года она убедила коллег по Думе принять закон о поэтапном введении присяжных на территории нашей могучей и необъятной. Согласно данным проведенного под ее руководством мониторинга, многие регионы оказались абсолютно не готовыми к приему присяжных в стенах краевых и областных судов. Где-то не были отремонтированы залы, где-то отсутствовали совещательные комнаты, а в ряде регионов вообще не приступали к подготовке основных и запасных списков потенциальных присяжных заседателей. В итоге после долгих дебатов и требований наказать виновных в торможении великой судебной реформы депутаты согласились с Еленой Мизулиной.
Таким образом, отсрочку до 1 июля этого года республики Карелия, Якутия и Тува, Хабаровский край, Костромская, Новгородская, Пермская, Сахалинская и Томская области, Усть-Ордынский, Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а вместе с ними и Москва. 1 января 2004 года суды присяжных появятся в Карачаево-Черкессии, в Санкт-Петербурге, в Ненецком, Таймырском и Эвенкийском автономных округах. И наконец, в Чеченской республике присяжных стоит ждать не раньше 1 января 2007 года. Эксперты Института прав человека, анализируя ситуацию с введением судов присяжных на территории России, справедливо заметили, что отсрочка вряд ли решит многие проблемы. Например, в регионах Крайнего севера. Понятно, что постоянно кочующих оленеводов в суд зазвать для исполнения почетной обязанности гражданина РФ не легко. Но если это не удалось сделать за все предыдущие годы, то где гарантии, что власть преуспеет в "обольщении" кочевников в ближайшие полгода.
С Чечней еще меньше ясности. Эксперты правозащитного центра "Мемориал" считают, что предоставление республике отсрочки по введению присяжных до 2007 года еще больше ущемляет права чеченцев на справедливое правосудие. В республике, где судебная жизнь и так еле теплится, куда оптимальнее было бы ввести режим чрезвычайного положения, который сам собой напрашивает уже не первый год. Тогда Верховный суд смог бы воспользоваться правом изменить территориальную подсудность рассматриваемых дел. А обвиняемые в особо тяжких преступлениях на территории Чечни смогли бы претендовать на рассмотрение их дел в других регионах, где суды присяжных уже существуют. При действующей же отсрочке подсудимые на ближайшие три с половиной года такого права фактически лишены. Поэтому они смело могут обращаться в Конституционный суд за защитой своего права, гарантированного основным законом страны, быть судимыми судом присяжных. И чем черт не шутит, может и удастся таким смельчакам избежать наказания за свои деяния только потому, что, принимая законы, наши народные избранники редко заглядывают в Конституцию.
Выпуск N 120 (646) от 2 июля 2003 г. [ N 119 ] [ N 121 ]
публикации:
[ Предыдущая ] [ Следующая ] [ Содержание выпуска ]